Альберти, Валентин


Валентин Альберти (нем. Valentin Alberti, 1635—1697) — немецкий лютеранский теолог из Лейпцига, профессор и ректор Лейпцигского университета.

Валентин Альберти был сыном одноимённого городского священника из нижнесилезского Лена (современный Влень в Польше) и Анны Виснер — дочери священника из соседнего Визенталя. Осиротев уже в детстве, он получил начальное образование в латинской школе в Лаубани и в 1653 году начал обучение в Лейпцигском университете.

В 1656 году Альберти получил научную степень магистра философии (magister atrium) и был принят в члены университетской коллегии Девы Марии (нем. Frauenkolleg), став в 1661 году асессором философского факультета и в 1663 году — профессором логики и метафизики. Обратившись к изучению теологии, в 1668 году он получил также степень лиценциата теологического факультета, за чем в 1772 году последовало его назначение эстраординарным профессором теологии. В 1678 году Альберти защитил докторскую диссертацию по теологии и — что гораздо важнее — вскорости стал членом лейпцигской духовной консистории, что превратило его в одну из важнейших фигур в церковно-административной иерархии города, и в этой функции он исполнял своего рода роль городской «полиции нравов». Ко всему прочему, Валентин Альберти был куратором курфюршеских стипендиатов и многократным ректором Лейпцигского университета.[4]

В своё время Альберти был известен как автор многочисленных полемических сочинений, направленных как против «папистов», то есть против католической церкви — традиционного соперника лютеранства, и кальвинистов (попытка введения кальвинизма при Кристиане I хотя и закончилась неудачей, однако «опасность» ввиду наличия реформатской общины в Лейпциге казалась всё ещё насущной проблемой[5]), так и против нараставшего желания реформировать само понимание веры и лютеранского учения и их повседневное применение, выразившегося, среди прочего, в движении пиетизма с его упором на значимость «внутреннего переживания» и практического проявления веры. Целью публицистических атак Альберти были также Гуго Гроций, Самуэль фон Пуфендорф и его бывший ученик Христиан Томазий, открыто утверждавший полную автономность абстрактного естественного права по отношению к библейскому преданию и порывавший с традиционной моделью поведения университетского профессора. Известную трагичность в этой связи приобрела активная роль Альберти (совместно с Карпцовым) по изгнанию Томазия из Саксонии[6], а также тот факт, что все сочинения самого Альберти после его смерти были в 1701 и в 1757 годах включены в католический Индекс запрещённых книг.

Валентин Альберти был с 1665 года женат на Марии Прейбизий — дочери городского судьи и бывшего ректора университета Иоганна Прейбизия (нем. Johannes Preibisius, 1610—1660); у них было двое сыновей и пять дочерей, среди которых можно упомянуть Кристиану Софию Альберти (ум. 1702) — жену профессора теологии Готфрида Олеария.