Лекок, Альберт фон


Альберт фон Лекок (нем. Albert von Le Coq; 8 сентября 1860[6], Берлин[1] — 21 апреля 1930[7], Берлин[1]) — немецкий исследователь Центральной Азии, археолог.

Альберт фон Лекок родился в семье богатого негоцианта в Берлине. Он учился в Германии, Англии, США. Родители хотели, чтобы он занимался коммерческой деятельностью, и дали ему соответствующее образование.

В 1902—1903 годах Альберт Грюнведель возглавил первую немецкую экспедицию в Турфан, Синьцзян. В число его выдающихся открытий входит обнаружение массивных руин около Гаочана. Он описал события, произошедшие во время этой экспедиции, в своей книге «Bericht über archäologische Arbeiten in Idikutschahri und Umgebung im Winter 1902—1903» (1905). Грюнведель сам возглавил третью немецкую экспедицию в Турфан в 1905—1907 годах, результаты которой были опубликованы в «Altbuddhistische Kultstätten in Chinesisch-Turkistan» (1912).

Последующие три немецкие экспедиции были профинансированы государством. Вторая имела наименование «Первая королевская прусская экспедиция», возглавил её Альберт фон Ле Кок, научный сотрудник Музея. Вместе с Бартусом он проработал в Турфане с ноября 1904 году по декабрь 1905 году.

Третья экспедиция под руководством Грюнведеля прибыла в Кашгар в декабре 1905 года. Две экспедиции соединились и завершили совместную работу в июне 1907 года. В середине 1906 года Ле Кок из-за болезни был вынужден вернуться домой. Грюнведель и Бартус продолжали работу, проводя раскопки западнее Турфана, в том числе в буддийских пещерных храмах Кизила.

Во время одной из экспедиций немецкого учёного и путешественника Альберта фон Лекока в Восточный Туркестан был обнаружен небольшой попорченный лист бумаги, который содержал два текста, написанные уйгурским письмом. Первое произведение — это манихейский гимн в стихотворной форме. Второй текст замечателен тем, что является первым и единственным дошедшим до нас древнетюркским сочинением на любовно-лирическую тему. Оно написано на листе бумаги без выделения графической формы стиха, так же, как были высечены на камнях орхонские и енисейские надписи и создана древнетюркская «Книга гаданий». Несоблюдение на письме графической формы стиха — распространённое явление в тюркоязычной словесности. Так, например, не выделены стихотворные части в эпосе «Огуз-наме» и в «Китаб-и дедем Коркут».


Два буддийских монаха на росписи в пещерах Тысячи Будд Безеклика возле Турфана, Синьцзян, Китай, 9-й век нашей эры; хотя Альберт фон Лекок (1913) предположил, что голубоглазый рыжеволосый монах был тохаром,[2] современные учёные выявили аналогичные европеоидные фигуры того же пещерного храма (№ 9) как этнических согдийцев,[3] которые населяли Турфан как сообщество этнических меньшинств на этапах китайской Тан (VII-VIII вв.) и уйгурского правления (IX-XIII вв.).[4]
Сцена пранидхи, храм 9 (пещера 20), Безеклик, Синьцзян, Китай, 9-й век нашей эры, с преклоненными фигурами, молящимися перед Буддой, которые Альберт фон Лекок считали персидскими (немецкое: «Perser»), отмечая эти европеоидные черты и зелёные глаза, а также осла и среднеазиатского бактриана, нагруженного приточными товарами.[5] Тем не менее, современные учёные идентифицировали сцены пранидхи того же храма (№ 9), как изображающие согдийцев[3]восточноиранский народ, который населял Турфан как этническое меньшинство на этапах китайской Тан (VII-VIII век) и уйгурского правления (IX-XIII вв.).[4]