Альбигойцы


Альбигойцы (лат. Albigenses, фр. Albigeois) — религиозное христианское дуалистическое движение, существовавшее в Лангедоке (на юге современной Франции) в XII—XIII веках и уничтоженное католической инквизицией вследствие Альбигойских войн. В XIII веке бежавшие в Италию предводители движения предпринимали попытки возродить своё учение в Лангедоке, но они были пресечены инквизицией. Последние альбигойцы исчезли не позднее середины XIV века. Альбигойство являлось одной из ветвей катаров. Основным отличием альбигойцев от остальных катаров была их приверженность абсолютному дуализму, то есть они не были монотеистами, веря в существование двух независимых богов. Это вероучение (лат. Ordo Drugonthiae) они восприняли от Константинопольской богомильской церкви в 1167 году. Альбигойцы имели организованную религиозную структуру и собственную священную иерархию, созданную по образцу православных автокефальных церквей. Центрами альбигойских «церквей» (лат. ecclesia) были города Альби, Тулуза, Каркассон и или Валь-д'Аран, или Ажен.

Своё название альбигойцы получили от города Альби, где находился один из центров движения (хотя на самом деле центр движения, скорее, располагался в Тулузе, а не в Альби[1]). Термином «альбигойцы» (лат. albigenses) упомянутым в четвёртом правиле Турского собора 1163 года, обозначены все религиозные сообщества епископства Альби, которые с точки зрения католической церкви являлись «еретическими», без различия конкретных религиозных движений. В дальнейшем термин чаще использовался как синоним слова «катары», либо для обозначения катаров, живших на юге Франции[2]. Иногда термин используется и для обозначения вальденсов[3].

Во французской историографии, начиная со второй половины XX века, термин «альбигойцы» заменяется термином «катары», что связано с подъёмом окситанского национализма[en][4].

Согласно традиционной точке зрения, возникновение катаризма в Европе связано с крестоносцами, познакомившимися с дуалистским учением богомилов в Константинополе. Общины, которые можно отнести к катарским, начали появляться одновременно во Франции и в Германии в 1140-х годах. В житии католического святого Бернарда Клервосского сказано, что в 1145 году он столкнулся с «арианской ересью» в окрестностях Тулузы. В 1147 году упоминаются «еретики» в Перигоре. Распространению движения на юге Франции способствовала проповедь в 20-30-х годах XII века бывшего католического священника Петра из Брюи, выступавшего за уничтожение церквей и сожжение крестов. К 1170-х годах катары смогли закрепиться в Южной Франции и создали своё подобие церковной иерархии[2].