Амфорные клейма


А́мфорные клейма (клеймение амфор) — товарный знак, который ставился на амфоры для закрепления авторства и достоверности подлинности сосуда. Если на сосуде стояло клеймо, это означало, что амфора соответствует утверждённым стандартам размеров и формы отдельных частей амфоры (ручек, тулова, горловины, плечиков), и её объёмов. Наряду с клеймом форма амфоры, форма ручек. а также материал (глина, песок), из которого они изготовлены указывали на место её изготовления. Массовое систематическое клеймение керамической тары, в том числе и амфор, осуществлялось главным образом в V—I веках до н. э. во многих известных средиземноморских и причерноморских центрах производства керамической тары.

Амфоры являются самым массовым материалом на греко-римских и многих варварских памятниках античного времени в Средиземноморье и Причерноморье. Античные амфоры — узкоспециализированный вид тары, приспособленный для транспортировки в основном жидких и некоторых других продуктов на судах. Чаще всего в них перевозили вино, масло, зерно, рыбопродукты. Некоторые амфоры периода эллинизма имеют клейма, которые позволяют определить дату изготовления сосуда. Встречаются сосуды римского времени с надписями, указывающие дату заполнения амфоры. Амфорная тара, наравне с монетами, это важнейший датирующий материал для определения времени существования различных археологических объектов и слоёв. Традиция клеймить производимую керамическую тару возникла в Древней Греции. Клейма отпечатывались на сосудах по сырой глине ещё до их высыхания и последующего обжига. Для создания оттиска использовали специально вырезанный из камня штамп. Клеймилась далеко не каждая амфора. Клейма на свои изделия ставили как сами мастера, так и чиновники-астиномы, одна из должностей которых предусматривала контроль за продукцией городских мастерских, в том числе керамических. Клеймо чаще всего ставилось на одну или обе ручки сосуда, реже на горловину, его ножку или тулово. Встречаются амфоры с несколькими клеймами. Клейма по своему виду очень разнообразны. На них мог быть изображён только какой-нибудь символ, или указывалось имя мастера или владельца мастерской (полное или сокращённое). Иногда на клейме могло быть несколько имён, в том числе и астинома. Часто имена дополнялись изображениями различных предметов или животных[1][2].