Анан, сын Анана


Анан, сын Анана; также Анан бен Анан (др.-евр.חנן בן חנן‏‎; Ханан бен Ханан; лат. Ananus ben Ananus; где Анан (Ханан) 0 «благий, милостивый»[1]), — иудейский первосвященник во времена царя Агриппы II в 62 году на протяжении трёх месяцев[2]. Персонаж исторических трудов Иосифа Флавия.

Анан родился в начале христианской эры (Иосиф Флавий, «Иуд. война», IV, 3, §§ 7, 10); в 62 году был назначен Агриппой II первосвященником, но оставался им только три месяца[2].

В качестве председателя синедриона он, воспользовавшись тем, что должность прокуратора Иудеи была одно время вакантной, приговорил к смертной казни некоторых неприятных ему лиц как нарушителей закона (сказание, будто среди этих жертв был Иаков, брат Иисуса, является христианской интерполяцией к Флавию; ср. Schürer, Gesch., т. I, с.581). Новый римский прокуратор Альбин сделал ему выговор за такой своевольный поступок, Агриппа же лишил его сана («Древн.», XX, 9, § 1).[2]

Однако после начала Иудейской войны в 66 году, Анан занял снова руководящее положение. Вместе с Иосифом бен-Горионом он подготовил защиту Иерусалима против римлян («Иудейская война», II, 20, § 3; 22, §§ 1, 2), но тотчас же выступил против зелотов и их вождя Симона бар-Гиоры.[2]

Когда после покорения Галилеи бежавшие оттуда зелоты во главе с Иоанном из Гискалы прибыли в Иерусалим, а иудейские зелоты, заключив в тюрьмы всех видных представителей умеренного образа мыслей как друзей Рима, завладели храмом и захватили управление первосвященническими делами, Анан стал во главе народа для противодействия зелотам и окружил их в храме. Иоанн, одно время помогавший ему, заподозрил его в дружбе с Римом и перешёл на сторону зелотов. Он призвал в Иерусалим идумеев, и они убили Анана, который вместе с другими руководителями препятствовал их входу в город («Иудейская война», IV, 5, § 2).[2]

Анана характеризуют как человека прямого и бескорыстного, красноречивого, влиятельного, свободолюбивого демократа, правильно предвидевшего, что единственное спасение для Иерусалима заключалось в примирении с Римом. С другой стороны, Анан, который вместе с Симоном бен-Гамлиилом настаивал на том, чтобы лишить Иосифа Флавия командования войском в Галилее (Vita, 38, 39, 44, 60), характеризуется Иосифом как человек подкупный. Его образ действий в синедрионе — чисто саддукейский.