Ангара-А5


«Ангара́-А5» — российская ракета-носитель тяжёлого класса семейства «Ангара», первая тяжёлая ракета-носитель, разработанная в России после распада СССР.

Головной разработчик и производитель — Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева. Первая и вторая ступень — двигатели РД-191 разработки и производства НПО «Энергомаш» имени академика В. П. Глушко, третья ступень — двигатель РД-0124 разработки и производства Конструкторское бюро химавтоматики[3].

Первый полёт с космодрома Плесецк состоялся 23 декабря 2014 года, с космодрома Восточный — 11 апреля 2024 года.

Официальный старт проекту положил указ президента РФ Бориса Ельцина от 6 января 1995 года «О создании космического ракетного комплекса „Ангара“». Государственными заказчиками были Минобороны РФ и Российское космическое агентство (впоследствии Федеральное космическое агентство, ныне госкорпорация «Роскосмос»). Головным разработчиком стал ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.

В 1990-е годы работы по проекту фактически не велись из-за недофинансирования ракетно-космической отрасли, они возобновились в 2000-е годы.

Изначально предполагалось, что перспективный пилотируемый корабль нового поколения (первое название — «Федерация», с осени 2019 года — «Орёл») будет запускаться при помощи ракеты-носителя «Ангара-А5П». Доработка «Ангары» под пилотируемые пуски связана с необходимостью соблюдения более высоких показателей безопасности по сравнению с носителем, предназначенным для запуска автоматических аппаратов. По словам научного руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, для сертификации новой ракеты-носителя, пригодной для полётов людей, нужно не менее пяти испытательных запусков[13]. Доработка включает в себя следующие позиции: повышение надёжности двигателей, разработка специализированной системы аварийной защиты, доработка конструкции ракеты-носителя под пилотируемые пуски на корабле «Орёл», разработка системы управления повышенной надёжности. Кроме того, необходимо выполнить ряд работ по наземной инфраструктуре, начиная от технического комплекса и заканчивая стартовым комплексом, который должен обеспечивать в случае нештатной ситуации быструю эвакуацию экипажа со старта. Стоимость этих работ была заложена в Федеральную космическую программу на 2016—2025 годы: доработка ракеты-носителя оценивалась в 10 млрд. рублей, создание ракетного комплекса тяжёлого класса на Восточном (ОКР «Амур») оценивалось в 96 млрд. рублей, оценка стоимости создания наземной космической инфраструктуры не озвучивалась (входит в ФЦП «Развитие российских космодромов», которую не приняли даже к середине 2017 года)[13][14].