Андагай


Андагай, подгородный род, тураев род (бур. андагай, монг. андгай) — один из родов селенгинских бурят, входивших в состав крыла «баруун найман». Являются потомками выходцев из Монголии.

Имя рода в монголоязычной литературе известно в формах андагай[1] и андгай[2], в работах российских авторов — в формах андагай[3], подгородный и тураев[4]. У Б. З. Нанзатова род упоминается под именем хурлад-подгородный[5].

Андагай — имя основателя рода[4]. В переводе с бурятского и монгольского «андагай, андгай» означает «клятва, присяга, зарок, честное слово»[6].

История рода описана в таких хрониках, как «Бичихан запискэ» и «История образования Подгородного рода». Одним из тех, кто участвовал в написании «Бичихан запискэ» был представитель подгородного рода шиндзаба-лама Ринчинчойдор Дзамбалаев. «История образования Подгородного рода» написана в 1833 году Долсамдоржи Гемпилоном, потомком Андагая[4].

Основатель рода Андагай являлся представителем древнего монгольского рода горлос[4] (хурлад)[7]. Его отец имел титул киа-тайджи и был приближенным монгольского Тушэту-хана. У Андагая был младший брат по имени Илда[4].

Несмотря на то, что Андагай был старшим из братьев главой хошуна стал именно Илда. Андагай, сочтя себя незаслуженно обойденным, около 1700-х годов переехал в пределы Российского государства со своими четырьмя сыновьями и женой-чахаркой и присоединился к только что организованному Атаганскому роду джидинских бурят. Через несколько лет Андагай, обучив старшего сына Амура (Амора) русскому языку и грамоте, обратился в Селенгинскую воеводческую канцелярию с просьбой разрешить собрать своих родственников и ближних и образовать род. Таким образом, был создан Подгородный род, зайсаном которого стал Амур, сын Андагая. У Андагая был двоюродный брат-лама, занимавшийся проповедью буддизма. Отмечено, что в Подгородном роде были сосредоточены представители более двадцати различных костей[4].