Жулавский, Анджей


А́нджей Жула́вский (польск. Andrzej Żuławski; 22 ноября 1940, Львов, Украинская ССР — 17 февраля 2016) — польский кинорежиссёр и сценарист, писатель.

Родился во Львове (сын писателя и поэта Мирослава Жулавского, внучатый племянник писателя-фантаста Ежи Жулавского). Семья Жулавских переехала в 1945 году во Францию, через четыре года — в Чехословакию, и в 1952 вернулась в Польшу[5]. Закончил режиссёрский факультет Высшего кинематографического института (ИДЕК)[6]. Творческий дебют Жулавского произошёл в Польше, куда он вернулся после Второй мировой войны.

Работал ассистентом Анджея Вайды на съёмках фильма «Самсон» (1961), вторым режиссёром на съёмках фильмов «Любовь двадцатилетних» (1962) и «Пепел» (1965). В 1967 создал телевизионные среднеметражные фильмы «Павончелло» (по Стефану Жеромскому) и «Песнь торжествующей любви» (по повести Ивана Тургенева)[7].

Его фильм «Третья часть ночи» (1971) стал манифестом нового польского кино, удостоен премии Анджея Мунка. Следующий фильм «Дьявол» был запрещён польской цензурой по приказу из Москвы (министр культуры СССР Фурцева)[8] и пролежал на полке 18 лет.

После запрета «Дьявола» режиссёр получил предложение снять фильм во Франции. Картина «Главное — любить» с Роми Шнайдер и Клаусом Кински принесла ему международную известность в 1975 году.

Вернувшись в Польшу, Жулавский приступает к работе над фантастическим фильмом «На серебряной планете», но в 1977 году по приказу заместителя министра культуры Польши Януша Вильхельми[польск.] съёмки сворачивают, а декорации и костюмы уничтожают. Сам Жулавский был вынужден уехать из Польши под угрозой уголовного преследования[9]. Фильм был отснят лишь на 80 %, смонтировать сохранившийся материал и выпустить его в прокат удалось лишь после политических изменений в стране 1989 года[8][10].