Андре, Саломон Август


Са́ломон А́вгуст Андре́ (швед. Salomon August Andrée; 18 октября 1854 — октябрь 1897[1]) — шведский инженер, естествоиспытатель, аэронавт, исследователь Арктики, автор и организатор знаменитой экспедиции на воздушном шаре к Северному полюсу, в которой трагически погиб вместе с двумя молодыми напарниками.

Саломон Август Андре родился 18 октября 1854 года в городе Гренна[швед.][2] в многодетной семье аптекаря Клауса Георга Андре. В семействе Андре было пять сыновей и две дочери. Саломон закончил Королевский технический институт в Стокгольме. Работал чертёжником. В 1876 году был смотрителем шведского павильона на Всемирной выставке в Филадельфии, что позволило ему внимательно ознакомиться с её экспонатами.

В 1892 году, при поддержке видных учёных страны, Н. А. Норденшёльда, Г. Гильдебранда-Гильдебрандсона, Г. Ретциуса и О. Монтелиуса, Андре получил от Шведской академии наук субсидию[3], и в течение следующих двух лет на собственном воздушном шаре «Свеа» совершил девять перелётов над Швецией и Балтийским морем. В одном из них, несмотря на штормовую погоду, его шар поднялся на 4387 м, побив рекорд высоты. Полёты позволили прийти к выводу о необходимости управления шаром, для чего Андре придумал использовать паруса и гайдропы (guide-rope), изобретенные полувеком ранее британским воздухоплавателем Чарльзом Грином. Гайдропы — тормозные канаты, вес которых держит шар на определённой высоте, а трение их о землю, лёд или воду притормаживает полёт. Благодаря маневрированию гайдропами и парусами, Андре удалось добиться управляемости шара в пределах до 27 градусов в обе стороны от направления ветра и автоматически удерживать его на высоте 150—200 метров[4].

Наконец, 13 февраля 1895 года Андре заявил о своём проекте на заседании Шведской королевской академии наук, а через день — в Обществе антропологии и географии[5]. Большинство учёных отнеслись к нему критически. Для организации экспедиции была объявлена подписка. Воздушную экспедицию к Северному полюсу рекламировали в газетах; Андре выступал с докладами. В поиске необходимой суммы в 130 тысяч крон ему стал помогать бывший руководитель шпицбергенской экспедиции доктор Ниле Экхолм. И, наконец, 10 мая 1895 года в Бюро патентов, где работал Андре, явился Альфред Нобель, который пожертвовал 20 тысяч крон; спустя несколько дней, узнав, что его пример не поколебал соотечественников, он увеличил сумму до 65 тысяч. Затем от короля Швеции Оскара поступило 30 тысяч крон. Вскоре столько же внёс известный промышленник-меценат барон Оскар Диксон[5].

Аэростат объёмом 5000 м³, имевший трёхслойную оболочку из лакированного шёлка, был изготовлен по заказу Андре известным французским фабрикантом и воздухоплавателем Анри Лашамбром. Он поднимал экипаж из трёх человек со снаряжением и мог продержаться в воздухе не менее 30 суток[6].