Анжерский апокалипсис


«Анжерский апокалипсис» — серия шпалер, представляющих сцены Откровения Иоанна Богослова. Находятся во французском городе Анже. Шпалеры созданы между 1373 и 1381 годами для Людовика I Анжуйского. Изначально в серии были семь частей, каждая из которых состояла из четырнадцати шпалер, семи с красным и семи с синим фоном, а также изображения большой фигуры под балдахином, представляющей самого Иоанна. До наших дней дошли лишь 64 шпалеры, выставленные в специальном музее на территории Анжерского замка. Это самая большая в мире серия средневековых шпалер.

Картоны для шпалер были выполнены в 1375—1379 годах нидерландским художником Жаном де Бондолем, работавшим при дворе французского короля Карла V. Источником для композиций, воплощённых в серии ковров, послужили миниатюры из рукописных «Комментариев к Апокалипсису» (X век) Беатуса из Льебаны, манускрипт принадлежал Карлу V. Шпалеры были заказаны придворному ткачу Николя Батаю для Людовика I Анжуйского. По всей видимости, шпалеры были выполнены в Париже, в мастерской Николя Батая, Робером Пуассоном. Они были завершены около 1381 года. В XV веке Рене Добрый, герцог Анжуйский и король Неаполя, подарил их Анжерскому собору.

Шпалеры сотканы из шёлка и шерсти, для окраски нитей использованы растительные красители — индиго, корень марены, желтоцвет, кармин. У каждого цвета не более пяти оттенков.

В конце XVIII и начале XIX века серия шпалер понесла существенный ущерб, так как была выставлена в галерее с большими окнами, и краски выцвели под действием солнечного света. Между 1843 и 1870 годами шпалеры были отреставрированы.

В конце 1930-х годов цикл внимательно изучал реформатор искусства шпалеры Жан Люрса, называвший «Анжерский апокалипсис» «Сикстинской капеллой, выполненной из шерсти». Исследования знаменитой серии помогли Люрса сформировать основополагающие принципы шпалерного ткачества XX века, во многом опирающиеся на опыт средневековых мастеров.

Из семи первоначально изготовленных частей сохранились шесть. Ансамбль шпалер имеет в длину 103 метра и в высоту около 4,5 метра. Каждая часть содержала 7 синих и семь красных шпалер, каждая из которых разделена на две части, верхнюю и нижнюю. Шпалеры не просто являются иллюстрацией к Апокалипсису, но и содержат информацию о политической и экономической жизни Франции XIV века.