Анисимова, Нина Александровна


Ни́на Алекса́ндровна Ани́симова (14 января 1909, Санкт-Петербург — 23 сентября 1979, Ленинград) — артистка балета и балетмейстер, характерная солистка Ленинградского театра оперы и балета в 1929—1958 годах, создательница балетов «Гаянэ» (1942) и «Журавлиная песнь» (1944), заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Лауреат Сталинской премии (1949).

Училась в Ленинградском театральном училище у педагогов Агриппины Вагановой, Марии Романовой, Александра Ширяева. В 1926—1927 годах совершенствовалась в характерном танце у Александра Монахова.

После выпуска в 1926 году была принята в балетную труппу Малого оперного театра. В 1927 году перешла в Государственный театр оперы и балета (с 1935 года — имени С. М. Кирова), где была ведущей исполнительницей характерных танцев с 1929 по 1958 год. Выдающаяся характерная танцовщица, она отличалась обжигающим темпераментом, броской манерой исполнения и тонким чувством стиля[1].

Начиная с 1935 года пробовала себя как балетмейстер. Первой постановкой стала концертная программа «Испанская сюита» в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова.

3 февраля 1938 года, в ночь перед сольным концертом в Ленинградской филармонии, была арестована. В качестве вины было предъявлено посещение германского консульства (куда участвовать в концертах и присутствовать на банкетах ведущих артистов театра, в числе которых были солистки Уланова, Вечеслова, Дудинская, Иордан, посылала дирекция театра), общение с иностранцами и получение от них различных подарков[* 1][2]. Вскоре после Анисимовой было арестовано ещё несколько артистов[* 2].

Официально не установив вины, следствие постановило, что «имущество не конфисковывается; сохраняется право переписки; она имеет право на бессрочное обжалование приговора». Тем не менее, по статье 58 п. 10 Анисимовой было дано 5 лет лагерей, после чего она была отправлена в Карагандинский исправительно-трудовой лагерь. За Анисимову вступились коллеги Сергей Корень и Татьяна Вечеслова; её будущий муж, Константин Державин, изо всех сил пытался доказать абсурдность обвинения. Год спустя, в феврале 1939 года, Анисимова была переведена в Ленинград, в тюрьму КГБ, а в ноябре 1939 года вышла на свободу и затем смогла вернуться на сцену родного театра. Согласно воспоминаниям, после этого в танце Анисимовой «пропала свойственная ей безудержная радость, появились горечь и злость»[2].