Михайловский театр


Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета имени М. П. Му́соргского — Миха́йловский театр — театр оперы и балета в Санкт-Петербурге, один из значимых музыкальных театров России. Открыт в 1833 году. Комплекс зданий располагается в центре Санкт-Петербурга, в историческом здании на площади Искусств.

Своим названием театр обязан великому князю Михаилу, младшему сыну Павла I: Михайловский дворец, расположенный на одноимённой площади (современное название лишь с 1940 года), служил ему резиденцией.

Здание театра возведено по проекту А. П. Брюллова при участии А. М. Горностаева. Архитектору удалось органично вписать фасад в созданный К. Росси ансамбль площади. В 1859 году в результате реконструкции по проекту А. Кавоса была расширена сцена и на один ярус увеличен зрительный зал, интерьеры театра дополнились живописными плафонами, богатой лепниной и фигурами кариатид, украшающими и сегодня портал над авансценой.

До революции Михайловский театр, наряду с Мариинским и Александринским, управлялся общей дирекцией императорских театров и использовался как дополнительная сцена. В помещении театра выступала труппа Александринского театра, гастролировали французские и немецкие артисты (в частности, Рашель, Ф. Л. Гаазе). В его стенах проходили и оперные спектакли. Французские оперетты — например, Оффенбаха — были часты, но оперные спектакли шли редко и устраивались в основном силами Императорской русской оперы (Мариинского театра). Исключение составили несколько лет в середине 1890-х годов, когда помещение Мариинского было закрыто на ремонт и оперы на сцене Михайловского шли еженедельно.

Среди выступавших в разные годы на сцене Михайловского театра можно отметить Иоганна Штрауса, Адольфа Дюпюи, Люсьена Гитри, Матильду Кшесинскую, Федора Шаляпина, Сару Бернар. Частыми посетителями представлений были А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский.

Вскоре после Февральской революции с царских лож были демонтированы короны и вензеля[1], в связи с чем члены Особого совещания по делам искусства при комиссаре Временного правительства обратилось к Ф. А. Головину с сообщением, что «внутри зданий Государственных театров предположено уничтожить все эмблемы Государственного герба с тем, чтобы заменить их другими украшениями во вкусе возрождения … что может нанести значительный ущерб художественной цельности этих сооружений». Директору театров В. А. Теляковскому тут же было предписано «без доклада мне не предпринимать никаких замен эмблем Государственного герба»[2]