Анкарская консерватория


Государственная консерватория Анкары при университете Хаджеттепе[2] — первая турецкая консерватория, основанная в республике в 1936 году по личному указанию Мустафы Кемаля Ататюрка. Сегодня Анкарская консерватория[3] является частью столичного университета Хаджеттепе[1]. История музыкального ВУЗа тесно связана с такими именами как Пауль Хиндемит, Карл Антон Эберт и Нинет де Валуа, заложившими основы современного музыкального образования в Турции.

Во второй год с момента образования Турецкой Республики, в Анкаре открылась «Школа учителей музыки». Её основной целью была подготовка педагогических кадров для развития музыкального образования в стране, созданной после распада Османской империи. Параллельно, в 1926 году, в Стамбуле открылась городская консерватория.

В 1934 году, для дальнейшего развития музыкального и исполнительского искусства в Турции, по прямой директиве Кемаля Ататюрка под эгидой Министерства образования была создана Государственная консерватория Анкары. Её главой был назначен Cevat Dursunoğlu, получивший высшее музыкально образование в Берлине и являвшийся известным политическим и государственным деятелем страны.

Выступая с речью в Великом национальном собрании в 1934 году, Мустафа Кемаль подчеркнул: «Чтобы народ умел понимать и ценить музыку, нужно пробудить в нём глубокие чувства, а для этого нужно знать общие правила искусства».

В 1935 году известный композитор и профессор Пауль Хиндемит во время своего визита в Анкару получил личное обращение Мустафы Кемаля Ататюрка с просьбой предложить план реорганизации системы музыкального образования в Турции и подготовить материал для «Универсальной образовательной программы турецкой полифонической музыки» — единой для всех музыкальных заведений. Поскольку к тому моменту в нацистской Германии начались гонения на музыканта: 6 декабря 1934 года министр пропаганды Йозеф Геббельс в своей речи публично назвал Хиндемита «атональным шумовиком» (нем. atonaler Geräuschemacher) — Хиндемит охотно взялся за новую работу. И он успешно справился с поставленной задачей. Существует мнение, что этот проект поддерживался также и нацистским режимом — с целью «внедрения немецких взглядов на музыку» в Турции; сам Хиндемит говорил, что «чувствует себя послом немецкой культуры».

Несмотря на то, что Хиндемит решил не оставаться в Турции надолго (в 1938 году он перебрался в Швейцарию), его влияние на развитие музыкальной жизни в республике, в целом, и на судьбу Государственной консерватории Анкары, в частности, считается «огромным». Во многом именно благодаря его усилиям открытие столичной консерватории вообще состоялось, за что турецкие музыканты до сих пор «помнят и уважают» Хиндемита. Его проект предусматривал три части: бесплатная высшая музыкальная школа (консерватория), школа для преподавателей музыки и театральная школа.