Консерватория


Консервато́рия (от лат. conservare, «сохранять») — классическое музыкальное высшее учебное заведение. Готовит профессионалов высшей квалификации по всем специальностям музыкального образования: концертных исполнителей, композиторов, музыковедов, преподавателей различных дисциплин для музыкальных вузов, училищ и музыкальных школ.

Изначально под «консерваторией» понимался приют для беспризорных в Италии[1]. Такие приюты впервые появились в Венеции XVI века, в них детям-сиротам давали начальное образование. Наряду с ремеслами, там обучали пению: многочисленным храмам требовались церковные певчие. (В связи со сказанным, а также с общим латинским корнем, ассоциирование слов «консерватория» и «консервы», хотя и кажется глупым, имеет под собой языковые и исторические основания.)

Постепенно преподавание музыки стало занимать в подобных учреждениях основное место, а обучаться там получили возможность не только воспитанники приюта, но и — за плату — любые желающие. Проводились занятия по пению и по игре на музыкальных инструментах. «Консерватории», утратив свою прежнюю роль приютов, превратились, по сути, в музыкальные учебные заведения низшего уровня.

Первую консерваторию, как высшее по тем временам заведение, где преподается музыкальное искусство, — консерваторию Санта-Мария-ди-Лорето[it] (итал. conservatorio di Santa Maria di Loreto) в Неаполе — открыл Джованни ди Тапия в 1537 году[2].

До середины XVIII века обучение музыке, кроме нескольких учреждений в Италии (в основном, в Неаполе) и церковных «приютов с музыкальным уклоном», осуществлялось только индивидуально (так, композитор И. С. Бах в 1690-е гг. учился у старшего брата). Однако с конца XVIII века в Европе началась волна открытия солидных музыкальных заведений, подобных действующим ныне консерваториям. Её предвестниками, помимо эволюции общественных потребностей, явились успехи в создании инструментов с надлежащим качеством звука и введение темперированного строя.

Влиятельные консерватории в XVIII—XIX вв. возникли в Париже (1795), Праге (1811), Вене (1819) и во многих городах Германии: Лейпциге (1843), Мюнхене (1846), Берлине (1850), Кёльне (1850), Дрездене (1856), Штутгарте (1857), Франкфурте (1878). Все это вывело обучение музыке на новый организационный уровень. Но ключевую роль в подготовке исполнителей, по-прежнему, играли отдельные педагоги: например, Ф. Лист, преподавая в Веймаре, явился наставником десятков пианистов того времени. В Азии и других частях света культура музыкального образования в XVIII—XIX вв. отставала от европейской. Тем не менее в Рио-де-Жанейро (1847), Бостоне (1853), Гаване (1885) и др. городах Америки тоже появились свои консерватории, пусть и не столь авторитетные. Постепенно также происходила секуляризация музыкального образования, и всё меньшее число консерваторий участвовало в подготовке музыкантов для церковных служб.