Вонг, Анна Мэй


Вонг Лю-Цонг (кит. трад. 黃柳霜, пиньинь Huáng Liǔshuāng, палл. Хуан Люшуан, англ. Wong Liu Tsong; 3 января 1905 или 3 января 1904, Лос-Анджелес, Калифорния — 3 февраля 1961 или 2 февраля 1961, Санта-Моника, Калифорния), более известная под сценическим псевдонимом Анна Мэй Вонг (англ. Anna May Wong) — первая добившаяся известности голливудская киноактриса китайского происхождения. Снималась в немом и звуковом кино.

Вонг Лю-Цонг родилась 3 января 1905 года в квартале Лос-Анджелеса, населённом ирландскими и немецкими эмигрантами, неподалёку от Чайнатауна. Её родители Вонг Самсинг (黃善興 Хуан Шаньсин) и Ли Гон Той, эмигранты во втором поколении, держали прачечную, на втором этаже которой и жила вся их большая семья (помимо Лю-Цонг она включала в себя шестеро её братьев и сестёр). В 1907 году семья Вонгов перебралась в китайский квартал, но спустя два года переехала и обосновалась в квартале эмигрантов из Мексики и Восточной Европы.

Лю-Цонг с ранних лет увлекалась кино и мечтала о карьере актрисы. В 1919 году, благодаря протекции отцовского друга, занятого в киноиндустрии, двенадцатилетняя Лю-Цонг снялась в качестве статистки в драме «Красный фонарь», в котором главную роль играла звезда того времени Алла Назимова. Тогда же она взяла себе псевдоним Анна Мэй Вонг. Её отец не одобрял выбор профессии дочери и впоследствии отдалился от неё.

С 1921 года Анну Мэй Вонг начали упоминать в титрах, а в 1922 году она впервые получила главную роль в мелодраме «Жертвы моря». Эта картина, описывающая трагическую историю любви китаянки по имени Цветок Лотоса и спасённого ею белого мужчины стала первым голливудским цветным фильмом (правда его гамма была ограничена только красным и зелёным цветами). В 1924 году она закрепила успех, снявшись в роли рабыни-монголки в «Багдадском воре» Дугласа Фэрбенкса. С тех пор, как писали газеты, если в Голливуде требовалась актриса на роль китайской принцессы или рабыни, продюсеры приглашали Вонг[4].

Вонг вошла в число первых актрис-азиаток, воплощавших на киноэкране образы восточных женщин. Ранее подобные роли исполнялись белыми актрисами — например, в 1915 году Мэри Пикфорд сыграла японку в драме «Мадам Баттерфляй». Первая крупная работа Вонг пользовались большим успехом у публики, однако национальность актрисы стала препятствием на её пути к славе. Расовая дискриминация, процветавшая в то время, ограничивала права цветного населения, в том числе и в киноиндустрии. На раннем этапе кинематограф время от времени игнорировал правила и выпускал картины, где представители разных рас, к примеру, могли быть вовлечены в романтические отношения. Однако начиная с 1930 года, согласно принятому тогда кинематографическому кодексу, на подобные сюжеты был наложен запрет.