Ансамбль многоэтажных жилых домов «Большой Владивосток»


Ансамбль жилых домов «Большой Владивосток», известный как «Серая лошадь»[1][2][К 1], — архитектурный ансамбль во Владивостоке. Выстроен в 1937—1940 годах. Авторы проектов зданий — архитекторы И. А. Порецков и Н. А. Бигачёв. В ансамбль входят исторические здания по адресу Алеутская улица (дома 17 и 19). Сегодня они являются объектом культурного наследия Российской Федерации.

Семи-восьмиэтажные жилые дома на Алеутской улице были построены в 1937—1940 годах по проекту архитекторов И. А. Порецкова и Н. А. Бигачёва. Здания являлись осуществлённой частью проектировавшегося тогда нового ансамбля застройки Алеутской улицы, которая, по генеральному плану реконструкции города, разработанному в 1934—1938 годах архитектором Б. А. Васильевым, должна была стать главной меридиональной магистралью города шириной 40 метров. Поэтому здания отодвинули от существовавшей линии застройки улицы на 25—30 метров в глубь квартала[5]. Дом № 17 предназначался для работников Дальневосточной железной дороги, из-за чего получил название «железнодорожного» дома, другой дом, № 19, — для офицеров и служащих НКВД, погранвойск и милиции, так называемый «милицейский» дом[1]. Здания строили бойцы корпуса железнодорожных войск, которых прямо на строительной площадке обучал ремеслу будущий известный архитектор Н. С. Рябов[4][6]. В отделке фасада использовалась штукатурка с мраморной крошкой; материалом служили надгробные плиты с закрытого Покровского кладбища[4][7].

Ансамбль, возведённый в кратчайшие сроки (около восемнадцати месяцев[3]), был во многом уникален для своего времени. Это были первые высотные здания города: остальные в то время не превышали трёх этажей[1]. Кроме того, в «Серой лошади» был спроектирован первый в СССР мусоропровод. Предполагалось, что отходы будут сжигаться в специальной топке, а тепло послужит для отопления, однако впоследствии от этой схемы отказались[1][4][2]. Ещё одним новаторством стала плоская крыша-терраса дома № 17: на ней можно было гулять, загорать и сушить бельё[3][2][4].

В 1990-х — начале 2000-х годов «Серая лошадь» пребывала в запущенном состоянии и постепенно разрушалась из-за отсутствия капитальных ремонтов[7]. Лишь к саммиту АТЭС 2012 года ансамбль домов был отреставрирован[1][8].

Долгое время фасады зданий были серыми, однако в 2021 году дому № 17 вернули его первоначальный цвет — пепельно-розовый. Ряд историков утверждает, что именно таким здание было в 1930-х — начале 1940-х, и лишь в годы войны, когда для светомаскировки стены обрабатывались специальной смесью с сажей, оно приобрело серый цвет[9][7]. Согласно иному мнению, покраска в розовый искажает внешний вид здания-памятника, поскольку цвет фасада дома № 17 в архивных документах не упоминается, а в список объектов культурного наследия он включён со штукатуркой серого цвета[10].