Мусоропровод


Мусоропрово́д — техническое устройство, представляющее собой бетонную либо металлическую трубу большого сечения, смонтированную вертикально в многоэтажных домах. Предназначен для более эффективной утилизации твёрдых бытовых отходов (ТБО).

Для выбрасывания ТБО в трубе мусоропровода оборудуются специальные дверцы-шлюзы, сконструированные таким образом, что бытовые отходы могут попасть внутрь трубы мусоропровода, но не могут выпасть наружу. Шлюзы расположены на каждом этаже или через этаж. Часто располагаются на межэтажных площадках. В сталинских домах также широко практиковалось размещение трубы мусоропровода около канализационного стояка, а дверцы мусоропровода — внутри квартиры на кухне или в коридоре. В настоящее время мусоропровод практически никогда не устанавливается в квартирах по санитарным соображениям.

Мусор под действием силы тяжести падает вниз по трубе мусоропровода в специальное помещение (мусороприёмник) на первом этаже или в подвале дома, из которого мусор затем отправляется на утилизацию.

Первоначальное массовое внедрение мусоропроводов произошло в Германии. В 1912-году были получены патенты с номерами 238346 и 238393, в 1913 началась их массовая установка в домах, которая рассматривалась как значительное достижение в области гигиены[1].

Независимо от немецкого изобретения, мусоропровод был изобретён и популяризован известным шведским архитектором Свеном Валландером. Большая часть источников связывает изобретение мусоропровода именно с его именем. Во время поездки в Нью-Йорк в 1920 году Валландеру пришла в голову идея создания мусоропровода[2]. В результате реализации этой идеей 1923 году самый первый мусоропровод в Швеции был установлен в доме на Вальхаллавэген в Стокгольме[2]. Валландер подал заявку на патент на эту концепцию в 1930 году, и патент был одобрен в 1934 году[3]. В 1930-х годах мусоропровод был введен в качестве стандарта HSB (крупнейший шведский жилищный кооператив) и вскоре стал частью шведских строительных норм и правил[2].

Впервые в России мусоропровод был спроектирован во Владивостоке, в дуэте двух зданий, возведённых в 1938—1939 гг. под названием «Серая лошадь»[4].