Антиведовской памфлет


Антиведовско́й памфле́т — разновидность художественно-публицистического произведения, брошюра или статья резко обличительного содержания о колдовстве или одержимости, получившая распространение в позднем средневековье, в период охоты на ведьм. Антиведовской памфлет, как и памфлет в широком смысле, представлял собой небольшое издание, адресованное широкому кругу читателей, состоящее из нескольких страниц или одного листа, впоследствии сложенного несколько раз[1][2]. Антиведовские памфлеты повествовали о случаях демонической одержимости и колдовства.

Период конца XV — середины XVII веков в Западной Европе отмечен таким явлением, как охота на ведьм. В 1542 году был опубликован первый билль против ведьм. Далее эти акты выходили регулярно[3]. Массовое уголовное преследование ведьм и колдунов осуществлялось инквизицией, чьи судебные разбирательства получали большой резонанс в средневековом обществе. Суды сопровождались задокументированными протоколами и свидетельствами. В середине XVI — начале XVII судебные свидетельства, отчёты и описания случаев, обрамлённые авторским словом, рождают жанр антиведовского памфлета. Памфлет — сугубо английское явление[3].

Памфлет представлял собой небольшую книжечку, набранную, как правило, готическим шрифтом[2]. Антиведовской памфлет повествовал о случаях одержимости и свершения колдовства, но роль автора в нём наделила данный жанр назидательной функцией. Одержимость и колдовство — главные темы жанра.

По предположениям исследователей, первый памфлет о колдовстве был посвящён первому из известных английских судебных процессов над ведьмами 1563 года, но он не сохранился. Первый памфлет об одержимости датируется 1564 годом. Со временем наблюдается тенденция к слиянию жанров памфлета об одержимости и памфлета о колдовстве.

С момента появления в 1560-х гг. популярность жанра растёт и достигает своего пика на рубеже веков — 1590—1620-х гг.[4]. Антиведовские памфлеты получают широкое распространение ввиду низкой стоимости издания, а также из-за простого стиля изложения, приближенного к разговорному[4][3]. Среди прочего, популярности антиведовских памфлетов среди читателей служил интерес средневекового человека к чудесам и аномалиям.

Автор данного документа зачастую оставался анонимным, а текст являлся компиляцией различных свидетельств. Памфлет вместе с простотой изложения предлагал крайне субъективное видение событий, язык изобиловал стереотипными описаниями[4].