Критика ислама


Кри́тика исла́ма — выявление противоречий, ошибок и их разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку исламу.

Критика ислама возникла уже во время начала деятельности Мухаммада — сначала со стороны мекканских язычников, поздне́е — со стороны жителей стран, подвергавшихся мусульманской экспансии. По мере роста известности ислама в мире возникала критика от тех, кто с исламом напрямую не сталкивался. Так, ранние критики из числа христиан, жившие до 1000 гг., склонны были рассматривать ислам в качестве радикальной христианской ереси[1].

Поздне́е критика возникла как внутри самого мусульманского мира, так и со стороны иудейских и христианских авторов[2][3][4][5].

То, что Мухаммад мог предсказать определённые события, не доказывает то, что он был пророком: он, возможно, смог угадать, но это не значит, что он действительно знал о будущем. И, конечно же, тот факт, что он смог пересказать события из прошлого, не доказывает то, что он был пророком, потому что он мог прочитать об этих событиях в Библии и, если бы он был неграмотным, всё равно кто-то мог прочитать Ветхий Завет для него[16].

Они цитируют свои священные книги, хотя факты говорят мне, что они являются вымыслом от начала и до конца. О Разум, ты один говоришь истину. Так пусть же погибнут дураки, которые фальсифицировали религиозные традиции или толковали их![3][17]

Наиболее раннюю христианскую критику ислама можно обнаружить в произведениях Иоанна Дамаскина (676—753), жившего в эпоху раннего Халифата. Он был знаком с исламом и знал арабский язык. Вторая глава его книги «Источник знания», озаглавленная «О ересях», представляет собой серию дискуссий между христианами и мусульманами. Иоанн выбирает в качестве оппонента арианского монаха, испытавшего влияние ислама, и представляет исламскую доктрину как эклектические представления, основанные на Библии.