Источник знания


Исто́чник зна́ния (греч. Πηγὴ γνώσεως) — трилогия Иоанна Дамаскина, наиболее известное и значительное из его сочинений.

По замыслу преподобного Иоанна, изложенном в предисловии-письме Косме Маиумскому, он предполагал написание трактата, содержащего: 1) изложение, «что есть самого лучшего у эллинских мудрецов»; 2) «вздорных учений»; 3) «раскрытие истины». Соответственно, трилогия включает в себя 3 трактата:

Датировка основана на письме Косме Маюмскому, который на момент написания стал епископом. Считается, что это случилось после 743—744 годов, мученической кончины Петра Маюмского, однако нет достаточных оснований предполагать, что Пётр был епископом и что Косма был его преемником. В то же время вероятно, что «Источник знания» был задуман в конце жизни, и в таком случае первоначально (720—730-е гг.) существовали «150 глав» (краткая редакция «Диалектики» + «Точное изложение Православной веры»), но позже Иоанн решил переработать их по вышеописанному плану, но не успел закончить прежде смерти (около 750 года) — по этой причине трилогия не была опубликована им самим[2].

Сам Иоанн относил название «Источник знания» именно к этому труду, и уже в XVII веке Алляций отнёс заглавие ко всему труду[2].

Существуют 2 редакции трактата: краткая (50 глав) и созданная на её основе пространная (67 или 68 глав), различающиеся между прочим порядком следования глав. Обе редакции принадлежат самому Иоанну[2].

«Диалектика» продолжает традицию христианских учебников логики и соответствует современной Иоанну практике предварения догматических трактатов философскими главами.[2] Цель написания трактата, по словам Иоанна, «заключается в том, чтобы начать философией и вкратце предначертать в этой книге по возможности всякого рода знания.» (гл. 2)[4]. Философию Иоанн рассматривает как «служанку богословия»[3].