Антикитерский корабль


Антикитерский корабль — остов древнего корабля, затонувшего в начале I века до н. э. у греческого острова Андикитира и обнаруженного в 1900 году. Греческая экспедиция, организованная в 1900—1901 гг. для изучения останков, положила начало научному подходу к исследованиям затонувших памятников истории и культуры[1]. Раскопки корабля, проводившиеся под водой в 1900—1902 годах, стали первой операцией такого рода, положив начало подводной археологии.

Корабль был найден в октябре 1900 года, когда команда ныряльщиков за губками под руководством капитана Димитриоса Кондоса решила дождаться на острове Антикитера окончания бури, которая мешала им двигаться домой. Чтобы скоротать время, они начали нырять возле острова, пользуясь водолазными костюмами.

Первым увидел судно, находившееся на глубине 60 метров, Элиас Стадиатос, который сообщил об этом на поверхность. Он описал покрытый водорослями корабль как «кучу гниющих трупов» на дне. Опасаясь возможного отравления Элиаса углекислым газом и галлюцинаций, руководитель экспедиции Кондос сам опустился на дно и довольно быстро поднялся с рукой бронзовой статуи. До оставления острова водолазы достали из корабля много небольших предметов.

Далее работы по подъёму предметов осуществлялись ныряльщиками за губками вместе с греческим министерством образования и военно-морскими силами страны (см. пароход «Микали»). К 1902 году, кроме многочисленных небольших предметов, были подняты статуи «головы философа», мальчика, метателя диска, «Антикитерского эфеба», Геракла, мраморного быка и бронзовая лира.

Наиболее известная находка была сделана 17 мая 1902 года, когда археолог Валериос Стаис нашёл антикитерский механизм. Этот механизм долгое время считали древними механическими часами, однако сейчас распространено мнение, что это некое подобие лунного и солнечного календаря.

Корабль был сделан из древесины дуба и вяза . Доски были соединены бронзовыми гвоздями и частично покрыты свинцовым листом. Питер Трокмортон, который первым исследовал части корабля, определил длину около 30 м, ширину около 10 м и грузоподъемность около 300 тонн. Поскольку важные части корабля, такие как нос, корма и палуба, не сохранились, можно сделать лишь ограниченные выводы о его конструкции. Сохранившиеся доски заметно толстые, поэтому корабль получился очень крепким. В месте крушения было найдено много черепицы, которая, вероятно, принадлежала кораблю и покрывала часть палубы. Свинцовая труба интерпретируется как часть дренажной системы.