Антисемитизм в России


Антисемитизм и различные ограничения для евреев, такие как черта оседлости, были частью официальной политики Российской империи[1]. Имели место также пропаганда антисемитских взглядов и акты враждебности против евреев, включая еврейские погромы[2].

В советское время антисемитизм проявлялся в различных сферах — от бытовых отношений (бытовой национализм) до государственной политики. Государственная политика по отношению к евреям была двойственной. С одной стороны, официально антисемитизм рассматривался как негативное наследие «великодержавного шовинизма» Российской империи. Положительное отношение к евреям также помогало сохранять образ СССР как основного борца с нацизмом. С другой стороны, минимизация национальной идентичности советских евреев, особенно связанной с созданием государства Израиль, подталкивали государство к юдофобии[3]. Антисемитизм как часть советской государственной политики возник в конце 1930-х годов, в период установления сталинского правления и достиг своего пика в конце 1940-х — начале 1950-х годов, в частности, в рамках политической кампании по борьбе с «космополитизмом»[4].

В постсоветской России антисемитизм проявляется в пропаганде антисемитских взглядов и актах враждебности против евреев. Распад СССР и последовавшие за ним экономический кризис, массовое обнищание широких слоев населения и быстрое обогащение небольшой группы лиц, а также разрушительная критика господствовавшей ранее идеологии способствовали широкому распространению антисемитских настроений в России[5]. В последние годы, особенно с начала 2000-х годов, уровень антисемитизма в России был низким и продолжал снижаться[6][7]. В XXI веке в России наблюдается падение явного, публичного, а также социологически фиксируемого антисемитизма[8]. Однако проявления антисемитизма продолжают фиксироваться[7]. Сохраняется имплицитный антисемитизм[9].

В отличие от Западной и Восточной Римской империи средневековая Русь была слабо знакома с иудейской традицией. Антииудаизм древнерусской литературы был абстрагирован от реальности. Евреи в Киевской Руси не представляли угрозы как религиозные конкуренты в связи с отсутствием прозелитизма в их среде и не обладали существенным демографическим присутствием; еврейская община в Киеве в начале XII века не была многочисленной и конкурентоспособной. По этим причинам антиеврейские акты являются религиозными актами, а не экономико-политическими. В условиях заимствования Русью религиозных образцов отрицательное отношение к иудейской культуре было исходным[10]. В то же время в отношении к иудаизму и иудеям в Руси предполагается относительная толерантность, подобно Византии и в отличие от западноевропейских стран[11].