Антисемитизм в арабском мире


Традиционно евреи в мусульманском мире считались зимми. Им была предоставлена относительная безопасность от преследований, тем не менее, иногда в мусульманском мире также случались акции насилия, например, резня в Гранаде в 1066 году, гонения Альмохадов в Испании и Северной Африке в XII веке[3][4][5] и регулярные кровавые наветы в Османской империи[6].

Несмотря на антисемитские инциденты до двадцатого века, антисемитизм резко возрос в результате арабо-израильского конфликта. После арабо-израильской войны 1948 года палестинский исход, создание Государства Израиль и победы Израиля во время войн 1956 и 1967 годов были серьёзным унижением для противников Израиля — в первую очередь Египта, Сирии и Ирака.[7] Однако к середине 1970-х годов подавляющее большинство евреев покинули арабские и мусульманские страны, двигаясь в основном в Израиль, Францию и США.[8] Причины исхода различны и оспариваются.[8][9]

По словам Бернарда Льюиса, к 1980-м годам объём антисемитской литературы, опубликованной в арабском мире, и авторитет его авторов предполагали, что классический антисемитизм стал неотъемлемой частью арабской интеллектуальной жизни и мог сравниться с антисемитизмом в нацистской Германии.[10] Возникновение политического ислама в 1980-е годы впоследствии обеспечило новую мутацию исламского антисемитизма, добавив ненависти к евреям религиозную составляющую.[2]

В своём докладе 2008 года о современном арабо-мусульманском антисемитизме израильский Информационный центр изучения терроризма датирует началом этого явления распространение классического европейского христианского антисемитизма в арабском мире начиная с конца 19 века.[11] В 2014 году Антидиффамационная лига опубликовала глобальный обзор антисемитских настроений во всём мире, сообщив, что на Ближнем Востоке 74% взрослых согласны с большинством из 11 антисемитских предложений опроса, таких как: «У евреев слишком много власти на международных финансовых рынках» и «Евреи ответственны за большинство войн в мире».[12][13]

Евреи, наряду с христианами и зороастрийцами, как правило, имели юридический статус зимми («защищённое» меньшинство) на землях, завоёванных мусульманскими арабами. Евреи обычно рассматривались как религиозная группа (а не отдельная раса), являющаяся частью «арабской семьи».[14]