Зороастризм


Зороастри́зм (авест. vahvī- daēnā- māzdayasna- — «Благая вера почитания Мудрого», перс. «بهدین»‎ — behdin, «Благая вера», курдск. Agirperesî «Огнепоклонничество») — одна из древнейших религий[1], берущая своё начало в откровении пророка Спитамы Заратустры (авест. 𐬰𐬀𐬭𐬀𐬚𐬎𐬱𐬙𐬭𐬀 Zaraθuštra, также известен как Зардушт (пехл. 𐭦𐭫𐭲𐭥𐭱𐭲 Zardu(x)št), на армянском — Зрадашт- Զրադաշտ и Зороастр (др.-греч. Ζωροάστρης, курдск. Zerdeşt)), полученном им от бога Ахуры Мазды[2] (Асуры Мазды). В основе учения Заратустры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В древности и в раннем средневековье зороастризм был распространён преимущественно на территории Большого Ирана.

Несмотря на то, что учение Заратустры носило характер дуалистического монотеизма[3], уже в первые десятилетия после смерти пророка началось возвращение к многобожию[4]. Единобожие сохранялось до V века до н. э. только в замкнутой мидийской касте магов[5]. Более поздний зороастризм является типичной политеистической религией[6].

Зороастризм является официально признанной религией в Индии, Иране, США, Азербайджане и Узбекистане[7]. Общая численность зороастрийцев в мире составляет, по разным оценкам, от 125 000 до 300 000 человек.

Зороастризм — термин европейской науки, происходящий от греческого произношения имени основателя религии. Другое её европейское название маздеизм, происходящее от имени бога в зороастризме, в настоящее время воспринимается в целом как устаревшее, хотя оно ближе к главному самоназванию зороастрийской религии — авест. māzdayasna- «Почитание Мазды», пехл. māzdēsn. Другое самоназвание зороастризма — vahvī- daēnā- «Благая Вера», точнее «Благое Ви́дение», «Благое Мировоззрение», «Благое Сознание». Отсюда основное самоназвание последователей зороастризма перс. بهدین — behdin‎ — «благоверный», «бехдин».

Зороастризм является догматической религией с развитой теологией, сложившейся во время последней кодификации Авесты в сасанидский период и отчасти в период исламского завоевания. При этом в зороастризме не сложилось строгой догматической системы. Это объясняется особенностями учения, в основу которого положен рациональный подход, и историей институционального развития, прерванного мусульманским завоеванием Персии. Современные зороастрийцы обычно структурируют своё вероучение в виде 9 основ[8]:

Ахура-Мазда (пехл. Ормазд) — творец духовного и физического миров, всеблагой единый бог светлой силы, основные эпитеты которого «Светлый» и «Славный» (точнее «Полный хварна», сияющей царской славы).


Фаравахар — один из главных символов зороастризма (Персеполь, Иран)
Заратустра (ок. III века н. э., найдено в Сирии)
Страница из рукописи Авесты. Ясна 28:1
Сосуд с огнём — символ зороастризма
Зороастрийские цвета на флаге Ирана: зелёный — символ процветания, белый — символ праведности, красный — символ доблести
Китайская глиняная фигурка VIII века (Династия Тан), атрибутируется как «персидский всадник». Предположительно, может изображать согдийского зороастрийского священника, занимающегося ритуалом в храме огня; схожие лицевые завесы использовались, чтобы избежать заражения священного огня дыханием или слюной; Музей восточного искусства (Турин)[en], Италия[34].
Аташ-Варахрам в Йезде
Зороастрийский храм в Йезде. Постройка 1932 г.
Традиционный обмен обручальными кольцами на свадьбе парсов
Парсийская церемония навджот
«Башня молчания» в Мумбаи (рисунок 1886 года)
Распределение зороастризма по странам
Свадьба парсов, 1905 г.
Огненный храм Баку, около 1860 г.