Антология


Антоло́гия (др.-греч. ἀνθολογία, дословно «собрание цветов, цветник») — собрание литературных текстов сравнительно небольшого объёма (стихотворений, рассказов, афоризмов, очерков), созданных как одним, так и несколькими авторами. В антологии могут объединять тексты по жанровому, тематическому, формальному или какому-то иному признаку либо представлять наиболее значительные и показательные, с точки зрения составителя, произведения.

Уже в древности составлялись такие сборники, особенно маленьких, по большей части эпиграфических, стихотворений различных авторов. Из числа таких антологий более всех известна греческая. Первый составитель такого сборника был Мелеагр из Гадары, около 60 г до н. э. Потом на этом поприще известны: Филипп из Фессалоник, живший, вероятно, во времена Траяна; Диогениан из Гераклеи и Стратон из Сард (оба последние жили при Адриане); Агафий, составивший сборник в VI веке. Но все эти древние сборники, которые, впрочем, носили разнообразные заглавия, не сохранились.

До нас дошли два более поздних сборника. Один — составленный в Х в. Константином Кефалой, который пользовался антологиями своих предшественников, в особенности Агафием, — известен как Палатинская антология. Второй был составлен Максимом Планудом в XIV в., константинопольским монахом, который своим выбором из «Антологии» Кефалы обнаружил совершенное отсутствие вкуса, но, с другой стороны, присовокупил известное число любопытных эпиграмм, относящихся к произведениям искусства. Последний сборник издан был впервые учёным греком Иоанном Ласкарисом во Флоренции в 1494 г. и был ещё потом несколько раз перепечатан, например, в Венеции 1503 г. и во Флоренции 1519 г. Из всех сборников только последний был известен долгое время. Анри Этьенн выпустил переиздание в Париже 1566 года, пополненное и из других источников и перепечатывавшееся впоследствии много раз. Известно ещё издание с латинским метрическим переводом Гуго Гроция, начатое де Бошем и оконченное Леннепом (5 т., Утрехт, 1795—1822).

Между тем К. Сальмазий нашёл в 1606 году в Гейдельбергской библиотеке единственный уцелевший список Антологии Константина Кефалы, сравнил его со списком Плануда и выписал из него все поэмы, которых у Плануда не было. Однако обещанное им издание не явилось в свет, равным образом как и издание, предпринятое д’Орвилем. Гейдельбергская рукопись в Тридцатилетнюю войну была перенесена в Рим, оттуда во времена революционных войн в Париж и наконец в 1816 г. возвратилась в Гейдельберг. За это время несколько раз печатались выдержки из неё во всём своём объёме или в отрывках под заглавием: «Anthologia inedita».