Антропологическая выставка в Москве (1879)


Антропологическая выставка в Москве проходила в Манеже на Моховой улице 3 апреля 1879 года по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАиЭ) при Московском университете. Организатором выставки был А. П. Богданов.

Летом 1875 года Богданов предложил ОЛЕАиЭ организовать в ближайшие несколько лет антропологическую выставку. Он планировал открыть музей антропологии, и выставка должна была помочь выручить средства на создание музея. Основной проблемой в реализации проекта, на решение которой понадобилось около трёх лет, был значительный дефицит экспонатов для будущей выставки, и их пришлось собирать по всей Российской империи. Был организован ряд экспедиций в 15 губерний северной, средней и южной части России, в Привислянский край, на Урал, Крымский полуостров и Кавказ. Богданов, помимо руководства экспедицией, непосредственно принял личное участие в раскопках древних курганов, посещал авторитетных учёных-антропологов, в том числе и за рубежом[1].

Кроме экспедиционных сборов, многие коллекции (в основном фотографий) были получены в подарок. Среди дарителей были и профессиональные фотографы: К. А. Фишер, Д. И. Ермаков, О. Грейм. Часть фотографий покупалась, на что были потрачены немалые деньги. Например, фотограф Ланин из Николаевска-на-Амуре попросил за свой альбом 280 рублей[2].

Так как многие жители Москвы с предубеждением относились к раскопкам могильников и извлечению останков древних людей, Богданов организовал проведение молебна в первый день выставки. Его отслужил московский епископ Амвросий, чью проповедь позже напечатали в трудах ОЛЕАиЭ. Он говорил, что антропология подтверждает Святое Писание, поскольку указывает на бренность тела и определённым образом намекает на бессмертие души. После молебна военный оркестр и хор синодальных певчих исполнили народный гимн.

Для проведения выставки в Манеже создали масштабные декорации: холмы, горы, гроты, пещеры, были устроены водопад и бассейн. Газета «Современные известия» писала, что горы получились изящными и прочными, а доски на них не скрипели. На одной из гор играл оркестр военного училища, на другой работал буфет, и можно было курить. На остальной территории выставки курить было запрещено, чем посетители были недовольны.