Фишер, Карл Андреевич


Карл Андреевич Фишер (1859, Королевство Пруссия — после 1923, Москва, СССР) — известный фотограф, прусский подданный; владелец одного из крупнейших фотографических заведений в Москве «К. Фишер, бывшая Дьяговченко». Член Московского общества любителей художеств (с 1893), один из основателей и член Русского фотографического общества (с 1894), член Совета Московского отделения Русского общества деятелей печатного дела (1905—1908).

Родился в 1859 году. Профессиональную деятельность фотографа начал в 1878 году в Оренбурге. Владел фотографическими мастерскими в Самаре и Оренбурге[3]. В 1889 году стал «преемником Придворной фотографии И. Дьяговченко»[4]. Это заведение досталось ему от вдовы Дьяговченко[5] — Матрёны Яковлевны. До 1895 года на вывеске значилось слово «преемник», а затем заведение стало именоваться «Фотография К. А. Фишера, бывшая И. Дьяговченко», вероятно в связи с тем, что Фишер выкупил ателье у вдовы. С 1892 года К. А. Фишер стал «фотографом императорских театров», что ознаменовало последующий творческий расцвет мастера, продолжавшийся два десятилетия.

В 1894 году в Москве было основано Русское фотографическое общество (РФО), Фишер был одним из его основателей, а позднее и председателем (1898—1907), после чего был удостоен звания почётного члена РФО (с 1907). В январе 1912 года РФО присудил Фишеру золотую медаль — высшую награду общества. Занимался фотокопированием дагерротипов[3].

Фишер сделал большую подборку фотографий типов инородцев Оренбургского края (около 1000 снимков башкир и «киргизов»). Этот труд был отмечен золотой медалью Всероссийской выставки 1882 года. Эту коллекцию он передал в дар Московскому политехническому музею. Историческому музею в Москве он подарил собранную им в археологических экспедициях подборку древних артефактов[3]. В 1901 году он был избран действительным членом Оренбургской учёной архивной комиссии.

После революции К. А. Фишер продолжал работать, хотя ателье его было уже закрыто. Последнее упоминание о Карле Андреевиче относится к 1923 году, когда он передал А. С. Голубкиной имеющиеся у него снимки А. Н. Островского для проекта памятника великому драматургу, впоследствии поставленному в Москве, у Малого театра. Дальнейшая судьба К. А. Фишера неизвестна.

Фотоателье Фишера располагалось на Кузнецком мосту в доме Тверского архиерейского подворья (в д. 11, позже в д. 21/5). В 1892 году он расширил ассортимент услуг, открыв при ателье художественную фототипию, цинкографию и фотолитографию «для всякого рода изданий». В ателье на Фишера в разное время работали фотографы М. А. Сахаров, В. И. Улитин, Д. Р. Вассерман, М. А. Бартошевич, ретушёры К. К. Краузе, А. Т. Трофимов и другие.