Фототипия


Фототипи́я (от др.-греч. φῶς, родительный падеж φωτός — свет и τύπος — отпечаток, форма), другое название светотипия — фотомеханический процесс, предназначенный для получения типографского клише и тиражирования высококачественных полутоновых изображений методом плоской печати. Из всех способов полиграфического воспроизведения фотоснимков фототипия считается наиболее высококачественным, уступая только гелиогравюре[1].

Термин «фототипия» используется применительно как к самому процессу, так и к отпечаткам, полученным с его помощью. Так же назывались мелкие типографии, специализирующиеся на тиражировании изображений по такой технологии.

Попытки заменить фотопечать на светочувствительной фотобумаге типографскими способами тиражирования фотоснимков предпринимались сразу же после изобретения калотипии. Причиной были дороговизна галогеносеребряных фотоотпечатков и их недолговечность, неприемлемые для книжной полиграфии. Фототипия, запатентованная в 1855 году французским химиком Альфонсом Пуатвеном[fr] (фр. Louis-Alphonse Poitevin), стала одной из первых дешёвых альтернатив позитивному фотопроцессу[2].

Однако, распространение она получила только после того, как была усовершенствована в 1868 году придворным фотографом короля Баварии Людвига II Йозефом Альбертом. В первоначальном виде процесс не обеспечивал достаточно прочного сцепления светочувствительного слоя с подложкой, в качестве которой служил литографский камень[3]. Вместо него Альберт предложил использовать стекло с промежуточным связующим слоем, позволяющим надёжно удерживать желатину. В доработанном виде процесс получил название «альбертипия» или «коллотипия», но в профессиональной полиграфии технология продолжала называться фототипией[4][5]. Она быстро вытеснила с рынка менее технологичную вудберитипию и использовалась для типографского тиражирования полутоновых фотоснимков вплоть до изобретения офсетной печати в начале XX века[6].

В момент изобретения фототипия была единственной фотомеханической технологией, позволявшей тиражировать фотографии с высоким качеством при значительно более низкой себестоимости по сравнению с альбуминовой и желатиносеребряной фотопечатью с оригинального негатива. Процесс оказался настолько удачным, что некоторое время использовался даже художниками в качестве одной из графических техник. Например, немецкий абстракционист Вилли Баумейер использовал фототипию для создания некоторых рисунков. Благодаря отсутствию регулярного растра фототипия до появления цифровой печати оставалась практически непревзойдённой по качеству технологией воспроизведения фотографий. В некоторых крупных типографиях она использовалась для тиражирования высококачественных иллюстраций до конца XX века[7].