Фотогравюра


Фотогравю́ра, гелиогравюра (греч. ήλιος — солнце, фр. gravure — печатный оттиск) — фотомеханический процесс, позволяющий получать типографское клише для глубокой печати полутоновых изображений. До начала XXI века технология оставалась непревзойдённой по качеству воспроизведения фотографий и других изображений, успешно конкурируя с фототипией[1]. Термин «гелиогравюра» употребляется применительно как к самому процессу, так и к оттискам, полученным с его помощью.

Первые попытки создания фотомеханической технологии воспроизведения рисунков и гравюр были предприняты Нисефором Ньепсом, который в 1822 году изобрёл гелиографию. Оловянная пластинка или литографский камень, покрытые слоем асфальта, позволяли изготовить клише для печати произведений графики[2]. Однако, низкое качество передачи полутонов делало процесс непригодным для тиражирования появившихся вскоре дагеротипов.

Более совершенная техника под названием «гелиогравюра» изобретена во второй половине XIX века английскими учёными Уильямом Генри Фокс Тальботом и Джозефом Суоном[3]. Тальбот разработал способ травления медных пластин, покрытых светочувствительным слоем хромированной желатины, запатентовав его в 1858 году. Суон изобрёл пигментную бумагу для способа фотопечати с тем же названием. Объединение этих технологий позволило получить фотомеханический способ изготовления типографских клише для высококачественного воспроизведения фотоснимков. Большой вклад в совершенствование технологии внёс художник Карел Кличrucs, который в 1878 году получил окончательный вариант гелиогравюры, иногда упоминаемый под названием «процесс Тальбота — Клича»[4].

Процесс изготовления клише начинается с получения диапозитива оригинального изображения, для чего крупноформатным фотоаппаратом снимается его репродукция. Светочувствительную пигментную бумагу экспонируют ультрафиолетовым излучением сквозь диапозитив, изготовленный с негатива репродукции. Под действием света хромированная желатина задубливается в экспонированных местах пропорционально количеству излучения. После экспозиции бумагу прижимают к металлической (чаще всего медной) пластине, покрытой асфальтовым порошком, в дальнейшем образующим нерегулярный растр. Проявление происходит горячей водой, растворяющей незадубленную желатину с пигментом в тенях[5].

В результате проявления копии на пластине получается пигментный рельеф различной толщины в соответствии с насыщенностью тонов изображения. При последующем химическом травлении хлористым железом его глубина и интенсивность зависят от толщины пигментного слоя[6]. Поэтому в местах пластины, не покрытых желатиной, образуются углубленные печатающие элементы, глубина которых пропорциональна полученной сквозь диапозитив экспозиции[5]. Растр используется для увеличения прилипания краски к участкам клише, которые соответствуют теням. Вместо асфальтового порошка, впервые применённого Тальботом, иногда использовались сетки с регулярным растром.