Тальбот, Уильям Генри Фокс


Уи́льям Ге́нри Фокс Та́льбот (также То́лбот; англ. William Henry Fox Talbot; 31 января (11 февраля1800 — 5 (17) сентября 1877) — английский физик и химик, один из изобретателей фотографического процесса. Считается изобретателем техники калотайпа, которая позволяла тиражировать фотоснимки путём получения на светочувствительном материале сначала негативного изображения, а затем неограниченного числа позитивных копий[1]. Также занимался математикой, ботаникой, расшифровкой клинописных текстов (в том числе де­шиф­ро­вал в 1857 кли­но­пис­ный текст ас­сирийского ца­ря Тиг­лат­па­ла­са­ра I)[2].

Единственный ребёнок Уильяма Давенпорта Талбота из аббатства Лакок, и леди Элизабет Фокс Стрэнгуэйс, дочери 2-го графа Ильчестера. Получил образование в школе Роттингдин, Харроу[3] и в Тринити-колледже в Кембридже, который окончил в 1821 году[2]. С 1822 по 1872 год готовил доклады для Королевского общества, значительная часть которых посвящена математике. Проводил исследования в области оптики. В 1820-е годы опубликовал ряд статей в журналах: Edinburgh Philosophical Journal, Quarterly Journal of Science, Philosophical Magazine[4].

Запатентованное в 1841 году[2] изобретение, связанное с использованием позитивно-негативного процесса, Талбот называл «калотайп» (от слова «калос» — красивый) или «талботайп». Талбот использовал собственный более ранний процесс, связанный с фотографическим рисунком[5]. Особенностью ранней фотографии, в том числе — фотографий Талбота, была продолжительная выдержка, которая в некоторых случаях достигала нескольких часов[6]. Это обстоятельство создавало специфические условия съёмки и требовало статичных объектов[7].

Использование новых реактивов позволило сократить время выдержки до минуты на ярком солнечном свете. Полупрозрачный негатив на вощеной бумаге позволял производить любое количество отпечатков. Это принципиально отличало изобретение Талбота от дагеротипа, который сразу предполагал создание позитивного изображения[8].

В 1844 году Талбот принял участие в открытии студии на Бейкер-стрит для массового производства отпечатков с его негативов. Студия также предлагала услуги публике, делая отпечатки с чужих негативов, копируя произведения искусства, документы и делая портреты в своей студии. Предприятие не имело успеха.

Поздние работы Талбота были сосредоточены на методах фотомеханического воспроизведения. Талбот использовал процесс фотогравюры. Гравировка чернилами позволяла избежать проблем с выцветанием фотографии[9].