Теория фотографии


Тео́рия фотогра́фии — аналитическое направление, связанное с изучением фотографического изображения[1]. Дисциплина связана с несколькими направлениями — исследованием фотографии как изобразительной формы[2], изучением её художественных концептов[3], идеологических основ[4], анализом систем восприятия[5] и принципов мышления[6]. Теория фотографии рассматривает аспекты создания фотографического кадра и особенности его перцепции. В некоторых случаях теория фотографии определяет специфику фотографии по сравнению с другими художественными практиками.[7]

Одна из особенностей теории фотографии как теоретической дисциплины — использование методов и исследовательских программ различных дисциплин: художественной критики, социальных исследований, истории, философии. В некоторых случаях теорию фотографии считают самостоятельной областью знания[4][1], в некоторых — рассматривают как частный случай общей художественной теории,[8][9] феноменологии, теории образа[10], теории медиа[11] и т. д.

Теория фотографии как система сосредоточена на исследовании нескольких основных направлений. Среди них наиболее заметными являются проблема тиражирования,[12] вопрос соотношения фотографии и языковой структуры,[13] возможность идентификации фотографии как мифологического пространства,[14] концепция внелогической системы.[6] Теория фотографии позиционируется в контексте теории образа,[5] теории медиа,[11] в рамках системы визуального поворота.[15] В некоторых случаях фотография воспринимается как специфическая программа и идентифицируется как инструмент культуры повседневности. Теория фотографии ставит под вопрос формат и методологию традиционной истории искусств.

Одна из первых фотографических теорий. Была сформулирована Вальтером Беньямином в начале 1930-х годов. Она была представлена в двух работах Беньямина — «Краткая история фотографии» (1931)[16] и «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1936).[12] Концепция обращает внимание на тот факт, что фотография ставит произведение искусства в принципиально новые условия[17]. В отличие от классической художественной системы, связанной с идеей уникальности, фотография создает условия для серийного тиражирования произведения. Таким образом, фотография нарушает представление о художественном произведении как об исключительном объекте. Говоря о проблеме тиражирования Беньямин, вводит понятие ауры, которое связывает с категориями уникальности и постоянства.