Культура повседневности


Культура повседневности — совокупность характерных для обыденной жизни людей социальных практик (поведения, мышления, речи, труда, отдыха и так далее), наряду с отклонениями от этих практик, которые могут представлять интерес как потенциальный источник обновления культуры. Культура повседневности существует только в контексте конкретной культурно-исторической эпохи: элементы её воспринимаются людьми как единый мир само собой разумеющихся, не подлежащих сомнению привычек (в том числе мыслительных), объединяемых понятием здравого смысла[comm 1][1].

Культура повседневности — важный предмет изучения для такой дисциплины, как история культуры[1]. Как одно из направлений может рассматриваться теория моды.[2]

Термин представляет собой мир привычек поведения и мышления — и в общественной жизни, и в частном быту. Этот жизненный целостный мир общих значений и смыслов, социальный и культурный мир, который воспринимается людьми как безусловный, не подлежащий сомнению (sensus communis). История культуры рассматривает культуру повседневности как пространство человеческой жизнедеятельности — её естественное и самоочевидное условие. Такой подход предоставил возможность изучать типичные, повторяющиеся, обыденные формы практики, которые ранее оставались на периферии классических гуманитарных дисциплин[3].

Термин «повседневность» (Alltäglichkeit) впервые употреблён в феноменологии Э. Гуссерля и А. Шюца в исследовании по социологии, в котором «жизненный мир» — это мир опыта живого деятельного субъекта, непосредственная «интуитивная среда» взаимодействий. В гуманитарное знание понятие повседневности широко вошло в 1960‑е годы как показатель «антропологического поворота» науки[3].

Философский и культурологический подход к понятию «культура повседневности» произошёл относительно недавно, в начале XX века, хотя основы эмпирического представления о феномене и его отделение от «культуры обыденности» заложил немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер, создавший первую культурологическую теорию в серии трудов «Идеи к философии истории человечества» (т. 1-4, 1784—1791). В них он описал различные культуры мира — народов Азии, римлян и греков, славянских, германских и других народов. В трудах были приведены достижения людей разных континентов (искусство, наука, философия), описаны их быт, религия, обычаи и т. д. Наряду с равноправным подходом автор давал общее представление культурологического характера[4].