Теория моды


Теория моды — аналитическая дисциплина, связанная с изучением костюма и его системы[1][2][3][4]. Теория моды связана с несколькими направлениями: изучением социальных аспектов и идеологической практики, исследованием экономических основ и маркетинговых стратегий, изучением аксиологических принципов и художественных особенностей элементов моды. Теория моды — широкая исследовательская область, посвященная изучению как объектов материальной культуры (костюма, мебели, аксессуаров, предметов быта)[5], так и идеологических концепций, связанных с установлением системы ценностей[6]. В области теории моды, как правило, обозначают несколько основных направлений, основными из которых называют социальные теории, доктрину потребления, концепции телесного и проблему языка[1].

Теория моды рассматривает широкий круг дисциплин, связанных с экономическими теориями, концепциями потребления, социальными доктринами, аксиологическими концепциями, художественными теориями и т. д[1]. Сложность теории моды — неустойчивость предмета и метода. Теория моды заимствует методологическую базу из разных дисциплин, объединяя экономические, социальные и художественные теории. Одновременно не до конца ясным остается предмет и границы моды, которая разделена между предметными, идеологическими, аксиологическими и художественными теориями[7]. Среди основных направлений Теории моды наиболее заметными являются теория потребления и его маркетинговая основа, динамика социальных систем, теория социального действия, теория повседневности, идеологическая программа моды, исследование системы ценностей, изучение моды как языковой системы, феноменология тела, мифологическая программа моды, концепция новизны и дихотомия традиционной культуры[1].

Аналитика моды как явления связана с изучением социального пространства. Мода связана с разграничением структуры общества и может быть представлена как форма социальных отношений[8]. «Мода — это частный случай положения индивида в обществе и форма социальной ассимиляции обществом его представителей»[9]. Подавляющее большинство аспектов, связанных с программой, системой и ритуалами моды могут быть оценены как социальный феномен. Моду определяют как один из механизмов социальной регуляции. Социологические концепции моды принято рассматривать как часть общей социальной теории. В исследованиях социологического толка моду часто оценивают как инструмент формирования социального поля, фактор символического обмена или как институт социального действия. Мода участвует в процессе интеграции и дифференциации различных социальных групп. Социологическая платформа в сфере теории моды представлена такими авторами как Георг Зиммель[10], Вальтер Беньямин[11], Ирвинг Гофман[12], Жиль Делёз[13], Никлас Луман[8][14] и Пьер Бурдьё[15][16][17].