Анфантен, Бартелеми Проспер


Бартелеми́ Проспе́р Анфанте́н (фр. Barthélemy Prosper Enfantin; 8 февраля 1796, Париж, — 31 августа 1864, Париж) — французский философ-утопист, представитель сенсимонизма, социальный реформатор.

Бартелеми Проспер Анфантен родился в Париже в состоятельной семье банкира. В 1813 году он поступил в Политехническую школу в Париже, где отличился гражданской позицией: в марте 1814 года он был в числе студентов, пытавшихся оказать сопротивление занявшим Париж войскам Шестой антифранцузской коалиции. В конце концов, бунтующая школа была закрыта Людовиком XVIII, и Анфантен стал не инженером, а торговцем вином. В деловых целях он посетил множество европейских стран, в том числе Россию, Великобританию, Германию и Нидерланды. В 1821 году он основал собственный частный банк в Санкт-Петербурге, но уже через два года вернулся в Париж. В это же время он присоединился к тайному обществу карбонариев. Налаженное через карбонариев знакомство с математиком Олиндом Родригом привело его к социалистам-утопистам, группировавшимся вокруг графа Анри де Сен-Симона.

Анфантен был привлечён к сенсимонизму не только экономической концепцией данного учения, но и идеей «нового христианства». Хотя Анфантен знал Сен-Симона недолгое время, он считал себя его непосредственным учеником[4]. После смерти Сен-Симона в 1825 году руководство сенсимонистской школой перешло к Родригу, бывшему ближайшим учеником графа. Однако он постепенно отошёл от дел, и к 1829 году школу возглавили Анфантен и его постоянный оппонент, Сент-Аман Базар, считавшийся новым интеллектуальным лидером сенсимонизма (их сторонники учения именовали «отцами», а те, в свою очередь, называли своих соратников «сыновьями»[5]). Анфантен отвечал за разработку ключевых положений и принципов работы сенсимонистов. Он также совершал объезды провинциальных сенсимонистских общин, обращаясь к их участникам в форме, близкой к апостольским посланиям.

Однако сенсимонистский кружок со временем деградировал в подобие церкви сектантского типа, в деятельности которой большую роль стал играть мистицизм. Анфантен и Базар стали «первосвященниками» этой секты, вступая друг с другом в полемику по большинству позиций. Главным пунктом раздора оказался вопрос о семье и браке: Анфантен в этом отношении выделял людей, постоянных по своей природе и непостоянных, причём последние, по его мнению, могли менять жен или мужей по собственному желанию в любое время. Базар и его последователи считали, что Анфантен превратно трактует принципы коллективизма, и его учение о браке является безнравственным и вредным. Несмотря на попытки Родрига примирить своих товарищей, в конечном итоге, разногласия по вопросам брака и семьи, а также соотношения сенсимонизма и классической религии, вызвали окончательный разрыв между духовными отцами «церкви» и покончили с существованием единого сенсимонистского сообщества уже к концу 1831 года: 11 ноября этого года Базар и ещё 19 наиболее способных и деятельных членов общины вышли из её состава[6].