Анциферов, Николай Степанович


Никола́й Степа́нович Анци́феров (28 октября 1930, Макеевка — 16 декабря 1964, Москва) — советский поэт. Возглавлял поэтический отдел журнала «Москва». Автор множества стихотворений о шахтёрах.

Родился в семье шахтёра, в Макеевке. После окончания горнопромышленного ремесленного училища, начиная с 1947 года работал электрослесарем. Публиковаться начал с 1952 года. Некоторое время работал в газете «Комсомолец Донбасса». Первый творческий наставник Николая Степановича — писатель и журналист Анатолий Мартынов, ставший его другом. Позже он вспоминал об Анциферове, что тот в начале 1950-х годов принёс в редакцию «Комсомолец Донбасса»: «много грубоватых, но очень метких и точных шахтёрских словечек и выражений. Впоследствии из них и составился неповторимый шахтный запах его стихов…» В 1956 году увидела свет его дебютная книга — «Дайте срок...» Окончил вечернюю школу; потом поступил в Московский литературный институт имени А. М. Горького, который окончил в 1962 году. После этого остался жить в столице СССР, где руководил отделом поэзии в литературном журнале «Москва»[1]. Умер от сердечного приступа. По мнению писателя И. В. Дроздова («Унесённые водкой. О пьянстве русских писателей») причиной стал алкоголь[2].

Поэзию Николая Анциферова высоко оценил Жан Поль Сартр[3]. Положительные отзывы о «певце шахтёрского края» оставили Ярослав Смеляков, Николай Асеев, Александр Твардовский; он был дружен с Николаем Рубцовым[1]. Евгений Евтушенко писал о коллеге, что «Сверкая яростно голубыми глазами, он читал нам стихи, утверждая великое подземное братство». По мнению Евтушенко, никто на эту тему не выразился лучше: «Я работаю как вельможа. Я работаю только лёжа»[4]. Эти стихи стали «визитной карточкой» поэта и принесли ему популярность в СССР. Слова из стихотворения «Крещение» (1960) — «В белых тапочках и в гробу» — получили широкую известность благодаря кинематографу[5][6].

Только в 1991 в журнале «Донбасс» была опубликована подборка стихотворений, которые ранее не могли быть изданы по идеологическим соображениям:
Глядит посёлок в полудрёме
Уж не один десяток лет
И ничего не видит кроме
Шахтёрских радостей и бед.

Не все стихи Анциферова проходили цензуру: поэма «Нахаловка», созданная в начале 1950-х, предлагавшаяся Анциферовым во все литературные издания, была опубликована только в 1991. В ней речь идёт о забытом богом и начальниками шахтёрском поселке, мимо которого «на легковых автомобилях деляги катят в коммунизм». В одном из эпизодов поэмы в качестве декораций для фильма о дореволюционном Донбассе режиссёр успешно использует лачуги современных горняков. По словам Анциферова, в основе эпизода лежал действительный факт.

В том голодном сорок седьмом
Я, голодный, семнадцатилетний,
Хлеб пошёл добывать горбом...
...
Я работаю, как вельможа,
Я работаю только лёжа.
Не найти работенки краше,
Не для каждого эта честь.
Это — только в забое нашем:
Только лёжа — ни встать, ни сесть.