Ан-71


Ан-71 (по кодификации НАТО: Madcap — «сумасброд») — самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Разработан в ОКБ имени О. К. Антонова для замены самолёта Ту-126.

Оба опытных летавших экземпляра ныне не эксплуатируются — один находится на аэродроме ОКБ имени О. К. Антонова в Киеве, другой 16 октября 2010 года был перемещён в Киевский Музей Авиации.

Данная машина создавалась как замена Ту-126. Первоначально планировалось создать самолёт на основе имеющихся транспортных машин: Ан-12, Ан-32, Ан-72; или создание специального носителя. Однако было принято решение о создании на базе перспективного Ан-72.

В 1982 г. правительство СССР приняло решение о начале проведения исследований по оперативно-тактическому самолету ДРЛО. Главным предприятием по разработке было определен ОКБ им. О.К.Антонова, а радиоэлектронный комплекс взяло на себя Московское НПО Вега. Требования к самолету ставились очень жесткие, а сроки были предельно сжаты, предполагалось создать летательный аппарат, не уступающий в характеристиках американскому Е-2С. Использование такого самолета оказало бы значительную поддержку советской авиации при решении тактических боевых задач.

Проектирование самолета началось в 1-м квартале 1983 г. после рассмотрения техпредложения. План разработки предусматривал следующие сроки работ: проектирование должно было быть завершено до 3-го квартала 1984 г., затем в 1-3 1984 г. квартале должна была осуществляться подготовка производства, после чего в 1-4 квартале 1984 планировалось изготовление деталей и агрегатов. Финальная сборка, монтаж систем, отработка и передача воздушного судна на летные испытания планировались на 1-2-й квартал 1985 г. Постановление СМ СССР о строительстве самолета ДРЛО Ан-71 было подписано уже в ходе работ 9 января 1984 года. Работы велись одновременно над тремя самолетами, два из которых летные, а один разрабатывался для статиспытаний.

Первый Ан-71 был сдан во втором квартале 1985 года. Изначально он собирался из четвертого опытного Ан-72, к тому времени уже имевшему большой налет и совершившего одну аварийную посадку, после чего уже не использовался. Самолет имел фюзеляж короче серийного и был оснащен серийной РЛС от Ан-72 с носовым обтекателем увеличенного размера, вследствие чего судно получило характерный «пеликаний клюв». Второй Ан-71, построенный на базе первого опытного Ан-72, был сдан на статиспытания в апреле 1985 года, а в мае уже проводились его первые нагружения, после чего и полномасштабные испытания. Третий Ан-71 переделывался из серийного Ан-72 и был сдан в 4-м квартале 1985 года.