Апология Сократа (Платон)


Аполо́гия Сокра́та (др.-греч. Ἀπολογία Σωκράτους) — одно из наиболее ранних произведений Платона, которое содержит три речи Сократа во время суда. Действие разворачивается в начале 399 года до н. э. На философа подали в суд за неуважение к богам, создание новых божеств и развращение юношества. Инициатором судебного преследования был влиятельный политик Древних Афин Анит. Роль официального обвинителя отводилась Мелету.

В «Апологии» не приведена обвинительная речь, но воспроизведена речь Сократа. После выслушивания сторон проводилось тайное голосование судей. Как отмечают античные и современные авторы, речь Сократа была непрактичной. Вместо того, чтобы, по примеру других афинян, взывать к милосердию, привести жену и детей, которые своим плачем должны разжалобить судей, Сократ был преисполнен достоинства. В этом произведении прозвучало утверждение философа о том, что он самый умный из людей, так как «знает, что ничего не знает». Сократа признали виновным 281 голосами против 220. После обвинительного приговора обвинитель и обвиняемый должны были предложить наказание, а судьи выбирали из двух альтернативных вариантов. Обвинители выступали за смертную казнь. Сократ заявил, что считает себя невиновным и заслуживает наивысшей почести Афин — пожизненного бесплатного обеда в пританее. Однако, раз того требует обычай, он предложил заменить смерть штрафом в 30 мин. Суд присудил философа к смерти, после чего Сократ произнёс третью речь.

В научной литературе существуют различные мнения относительно достоверности передачи Платоном слов Сократа во время суда. Платон, хоть и присутствовал на процессе, мог приписать учителю те или иные утверждения. Этим он старался достичь двух целей — создать соответствующий образ учителя и опровергнуть обвинения Поликрата в «Обвинении Сократа» около 393 года до н. э. Вне зависимости от отношения к достоверности «Апологии» большинство исследователей, включая Сёрена Кьеркегора, Ульриха фон Виламовица-Мёлендорфа, Карла Поппера и других знаменитых учёных, отмечали высокий художественный уровень сочинения, который помог и во многом повлиял на создание соответствующего образа «идеального философа» Сократа.