Арад (акциденция)


А́рад (араб. عارض‎ — случайность, случайное явление‎) — в арабо-мусульманской философии — акциденция, нечто случайное, привходящее.

В мутазилитском каламе акциденция логически вторична в отношении понятия «смысл» (ма‘нан). Некоторые мутазилиты считали такие «смыслы» именно акциденциями, а не атрибутами (сифа, васф). Они понимали под атрибутами предикаты в речи, а под акциденциями — качества в вещах. Большинство мутазилитов указывало, что акциденция является несамостоятельной (ля якум би-нафси-хи), что она непременно имеет место (макан) и находится в теле. Меньшинство (напр. аль-Аллаф) считали, что некоторые акциденци (время, пребывание или гибель вещи, воля Бога) могут быть вне места и не в теле[1].

Одни мутазилиты признавали существование только двух классов акциденций: движение и покой, сводя к ним все прочие классы. Когда речь шла об атомах, некоторые мутазилиты относили к числу акциденций шесть пространственных «направлений» (джихат). Некоторые мутазилиты считали, что тело может быть без всяких акциденций, другие выделяли акциденции, без которых тело не может существовать (напр., составность). Некоторые признавали в качестве действительных категорий все акциденции, либо часть их. Одни мутазилиты считали, что акциденции привходят в тело благодаря возникновению в нём некоторого «смысла», другие мутазилиты, а также ашариты говорили, что для привхождения акциденций иметься в теле и возникать (худус) в нём — одно и то же. Большинство мутакаллимов считало, что акциденции не пребывают более двух мгновений. Абу Али аль-Джуббаи доказывал, что не могут воспроизводиться те акциденции, о которых мы знаем, как они устроены, которые не пребывают и которые сами можем произвести, а прочие могут[1].

В отличие от калама, в восточном перипатетизме и исмаилизме в число акциденций не включаются универсалии, образующие субстанциальные формы. Акциденция понимается как дихотомическая понятию субстанции[1]. На ранних этапах развития калама под арадом понимались количественные и качественные характеристики тела. Восточные перипатетики (фаласифа) термином арад обозначали девять Аристотелевых категорий, следующих за категорией «субстанция» (джаухар) — «количество», «качество», «отношение», «где?», «когда?», «положение», «обладание», «действие», «претерпевание действия». Кроме этого этим словом они обозначали одно из пяти «общих высказываний», среди которых «род», «вид», «различающий признак» и «собственный признак». На поздних этапах развития калама, когда эта наука смешалась с восточным перипатетизмом (фалсафа), одни и те же авторы употреблял термин арад во всех указанных значениях[2]. Проблема акциденций у восточных перипатетиков, а также у Яхьи ас-Сухраварди, рассматривается соответственно как проблема предикации, при этом ас-Сухраварди считает, что акциденции входят в «чтойность» вещи[1].