Мутазилиты


Мутазили́ты (араб. المعتزلة‎, му‘тазила — «обособившиеся, отделившиеся, удалившиеся»; самоназвание أهل العدل و التوحيد‎, ахль аль-‘адль ва-т-таухид — «люди справедливости и единобожия») — представители первого крупного направления в каламе, игравшие значительную роль в религиозно-политической жизни Омейядского и Аббасидского халифата в VII—IX веках[1]. Направление это было основано Василом ибн Атой и Амром ибн Убайдом в Басре после того, как они, согласно преданию, «обособились», покинув кружок Хасана аль-Басри[1]. Существуют и другие версии происхождения названия данного направления[2].

Недовольные политикой Омейядов, в VIII веке некоторые факихи, исламские богословы, отделились от официального вероубеждения и образовали секту кадаритов, основой которой стало признание свободы воли у человека. Вскоре, выработав общие положения своего учения, они стали именоваться мутазилитами. Помимо идеи свободы воли они выработали принцип, согласно которому разум являлся критерием веры, добра и справедливости: «хорошо не потому, что так повелел Аллах, — Аллах повелел так, потому что это хорошо». Также они возродили интерес к греческой философии в арабском мире. Усилиями мутазилитов на арабский были переведены труды Платона и Аристотеля, чьи идеи также легли в основу учения мутазилитов[3].

В 739 году н. э. мутазилиты с сочувствием отнеслись к восстанию Зейда ибн Али, за что подверглись гонениям. В 744 году приняли участие в дворцовом перевороте, в результате которого к власти пришёл халиф Язид III[4].

Совместно с шиитами мутазилиты помогли свергнуть Омейядов и привести к власти Аббасидов в 750 году. Новая династия поначалу довольно холодно относилась к мутазилитам, однако уже при халифе аль-Мамуне (813—833) положение мутазилитов значительно улучшилось: некоторые из них занимают ответственные должности, их деятельность наряду с деятельностью других мыслителей-рационалистов поощряется государством[1]. Более того, во время правления аль-Мамуна мутазилиты фактически ненадолго стали господствующим учением в исламском мире. Такое положение сохранялось и при халифах аль-Мутасиме и аль-Васике, но после восшествия на престол аль-Мутаваккиля, они опять начали подвергаться гонениям[3].

Во времена правления Буидов процветала мутазилитская школа Абдул-Джаббара ибн Ахмада (ум. в 1025 г.)[1].

Идеи мутазилитов нашли отражение в воззрениях йеменских зейдитов, а в XII—XIII веках получили распространение в Хорезме[1].