Аль-Васик Биллах


Абу́ Джа́фар Хару́н ибн Муха́ммад аль-Ва́сик Билла́х (араб. أبو جعفر هارون الواثق بالله‎;811/812, Мекка — 10 августа 847, Самарра) — девятый халиф Арабского халифата из династии Аббасидов в 842 — 847 годах, сын халифа аль-Мутасима, старший брат халифа аль-Мутаваккиля.

Абу Джафар Харун ибн Мухаммад аль-Васик был сыном халифа аль-Мутасима от его византийской умм аль-валад Каратис. Он родился по дороге в Мекку в 811/812 году (196 год Хиджры), когда его отцу было всего 16 лет. Однако, по утверждению аль-Масуди, в момент восшествия на престол в январе 842 года аль-Васику было 31 год и 9 месяцев, из чего следует, что он родился в апреле 810 года. При этом сам аль-Масуди признаёт противоречивость датировки рождения аль-Васика[1][2][3].

Харун аль-Васик стал халифом после смерти своего отца аль-Мутасима в начале января 842 года. Переход власти от покойного халифа к его наследнику произошёл необычайно легко, поскольку управление халифатом продолжало оставаться в руках правительства аль-Мутасима, состоявшего из визиря Мухаммеда ибн Абд аль-Малика аз-Зейята (или Заййата), верховного кади Ахмада ибн Абу Дуада и трёх тюркских военачальников — Ашинаса, Итаха и Васифа. Именно они организовали мирное наследование престола и продолжили управлять халифатом при халифе аль-Васике с его полного согласия[1][4][5][6].

Незадолго до смерти халифа началось серьёзное восстание в Палестине и Сирии под предводительством некоего аль-Мубарки[en], выдававшего себя за потомка династии Омейядов. Новый халиф послал против повстанцев войска, которые встретились с ними в главной битве близ Дамаска. В этом сражении восставшие были разбиты, потеряв тысячи убитых. После этого войска аль-Васика направились в Палестину, где повстанцы также были разбиты, понеся потери количеством более 20 000 человек. Аль-Мубарка был схвачен и доставлен в Самарру[7].

Халиф аль-Васик продолжил политику утверждения мутазилитского калама в качестве государственной религиозной доктрины, проводившуюся двумя его предшественниками на престоле халифа. При нём ужесточились преследования традиционалистов, не желавших принять идеологию мутазилитов, для чего активно использовалась процедура михны. Мутазилиты получили полное господство в теологических собраниях Багдада, Самарры и Басры, а центр традиционной теологии переместился на восток — ко двору Тахиридов в Нишапуре. Одним из проявлений религиозной политики аль-Васика стало проведение допроса всех ученых Басры с целью подтверждения их приверженности мутазилитской доктрине, организованного наместником Басры по приказу халифа[1][8].