Араки, Нобуёси


Нобуёси Араки (яп. 荒木 経惟 Араки Нобуёси, 25 мая 1940) — японский фотограф. Широкую известность получил благодаря зачастую провокационным и нарушающим табу японского общества работам на стыке эротики и порнографии. Несмотря на эпатажность, отдельными критиками называется продолжателем классической японской традиции сюнга, ставшей в эпоху Эдо жанром эротического укиё-э[6].

Родился в районе Минова токийского округа Тайто в 1940 в семье Тётаро Араки (ум. в 1967) и его жены Кин (ум. в 1972), занимавшихся торговлей гэта. В семье был пятым ребёнком из семи (три брата и три сестры). Свою первую камеру (модель «Baby Pearl») он получил в 12 лет от отца, бывшего квалифицированным фотографом-любителем. Первые фотоопыты пришлись на школьные экскурсии, в которых участвовал юный Араки.

В 1959 году поступил на инженерный факультет университета Тиба на отделение фотографии и кинематографа. Получил степень бакалавра (тема дипломной работы: «Фотографии детей дома», 1963) и начал работать фотографом в рекламном агентстве «Дэнцу». В 1964 году получил свою первую награду, премию журнала «Тайё» за сборник фотографий школьников младших классов «Саттин» (яп. サッチン). В следующем году в Токио состоялась первая персональная выставка работ Араки, темой которой вновь оказались маленькие школьники.

В 1970 году собственноручно издал ограниченным тиражом (25 тетрадей, 70 экземпляров каждая) свой первый альбом «Отксерокопированные фотографии» (ゼロックス写真帖), который разослал друзьям, критикам и случайным людям, адреса которых он произвольно выбрал из телефонной книги. Темой фотоальбома стали лица рядовых жителей Токио. В том же году организовал «программную» выставку, озаглавленную «Манифест сюр-сентиментализма № 2: Правда о Мари Кармен», где были продемонстрированы фотографии увеличенных женских половых органов.

В «Дэнцу» Араки познакомился с работавшей там секретаршей Ёко Аоки, на которой женился в 1971 году. Фотографии, сделанные во время медового месяца, вышли в форме альбома «Сентиментальное путешествие» (яп. センチメンタルな旅), выпущенного на средства самого автора тиражом 1000 экземпляров. Часть тиража была распродана супругой Араки среди сотрудников «Дэнцу». Вместе с четырьмя единомышленниками, объединёнными творческим кредо «Фотография — это копия», в том же году Араки организовал творческое объединение «Союз копировщиков. Гэрибара 5» (яп. 複写集団ゲリバラ5).

В конце года Араки посетил тогда ещё оккупированную США Окинаву, а в 1972 году уволился из «Дэнцу», полностью посвятив себя художественной фотографии.