Арго, Абрам Маркович


Абра́м Ма́ркович Арго́ (настоящая фамилия Го́льденберг; 2 [14] февраля 1897, Елисаветград, Херсонская губерния — 13 апреля 1968, Москва) — русский советский поэт, драматург, переводчик.

Родился в семье инженера в Елисаветграде 2 (14) февраля 1897 года[1] (в более ранних источниках указывалась дата рождения — «27 января 1897 года»[2]).

Окончил Елисаветградскую гимназию[3]. Первая публикация, стихотворение, появилась в 1917 году в Одесском театральном журнале.

В апреле 1917 года приехал в Москву, сотрудничал в «Новой жизни». Весной 1919 года уехал в Киев и Одессу; остановился в Харькове. В отделе «Окон РОСТА» придумывал темы, рисовал и оформлял плакаты. Заведовал литературной частью театра миниатюр «Гротеск».

В 1920 году вернулся в Москву. С другом и впоследствии многолетним соавтором Н. Адуевым и режиссёром Д. Гутманом публиковал агитационные пьески в стиле «петрушечного» театра («Петрушка-крестьянин», «Петруха и разруха» и др.) в журнале «Раненый красноармеец» (1920). Эти сценки, а также задорные куплеты с танцами «Политмазурка», «Полька», патетическая декламация Арго «Памяти парижских коммунаров» входили в репертуар теревсатов. В Московском теревсате летом 1920 года с успехом шло трёхактное политобозрение «Путешествие Бульбуса 17-21» Арго, Адуева и Гутмана.

В 1920-е годы Арго стал одним из постоянных авторов «Синей блузы». Его перу принадлежит множество антре, маршей-парадов, открывавших выступления синеблузников, остро злободневных сатирических «агитбуффонад», номеров музыкальной эксцентрики, пародий. Писал сатирические куплеты для ведущих эстрадных артистов. В 1925—1926 годах участвовал в создании первых обозрений Московского театра сатиры (совместно с Адуевым, Гутманом, В. Типотом), в создании Театра обозрений Московского дома печати. С 1927 года был член ВАПП[2]. Дискуссии о сатире, ориентация на «положительную» тему вынудили Арго отойти от эстрады.