Ардиго, Роберто


Робе́рто Ардиго́ (итал. Roberto Ardigò; 28 января 1828, Кастельдидоне — 15 сентября 1920, Мантуя) — итальянский философ-позитивист, психолог.

Первоначально был каноником католической церкви в Мантуе, однако под влияниям своих философских изысканий отказался от сана.[1] В это время, пережив сильный мировоззренческий кризис, он перешёл на позиции позитивистов, эволюционистов и атеистов, и в итоге был отлучён от церкви. C 1881 по 1909 год был профессором в Падуанском университете.

Ardigò was born in Casteldidone, in what is now the province of Cremona, in Lombardy, and trained for the priesthood. He resigned from the Church in 1871 after abandoning theology and faith in 1869. He was appointed as a professor of theology at the University of Padua in 1881, at a time when a reaction to idealism had taken place in philosophical circles.

Влияние на становление философских взглядов Ардиго оказали не только позитивисты (в частности Герберт Спенсер), но и также представители натурфилософии эпохи Возрождения такие как Джордано Бруно и Пьетро Помпонацци, за последним он признавал основополагающую роль в становлении позитивного метода.[1]

Ардиго, в отличие от позитивистов Англии и Франции, не отрицал самостоятельного значения философии как науки. Взгляды итальянского мыслителя имели и как субъективно-идеалистические тенденции, так и механистические, причем последние преобладали.[2] Философию по Ардиго делится на две части: 1) философия специальных наук, в которую входит психология (включающая в себя логику, теорию познания и эстетику), а также социология (этика, науку вкуса и экономику); 2) философия общей науки, или ператология (от др.-греч. πέρᾰς — перас, «предел, граница»). Ператология, согласно Ардиго, имеет функцию синтеза наиболее общих результатов научного знания.[1]

Мир, согласно Ардиго, есть бесконечный ряд «естественных образований», которые возникают путем «различения» из «неразличимого». В структуре мира и движении всё механически детерминировано. Человек, социум и мысль отдельного человека — всё это включено в гармоничную систему космоса, на основании этого был привязан интерес Ардиго к проблемам этики, психологии и педагогики.[2]