Аретей из Каппадокии


Арете́й из Каппадо́кии (др.-греч. Ἀρεταῖος ὁ Καππαδόκης; вторая половина I века, вероятно, Каппадокия, — первая половина II века, Александрия) — выдающийся древнеримский античный медик и философ, чьи труды сохранились до настоящего времени. Известен в первую очередь трудами по психиатрии, эндокринологии и другим областям медицины: первым обратил внимание на переход меланхолии в манию, что расценивается как первое в истории психиатрии указание на БАР (биполярное аффективное расстройство)[2], описал все известные тогда психические болезни; укоренил в клинике термин «диабет»[3]; первым описал с клинической точки зрения обморок[4][5] и целиакию; дал ценные указания на анатомию, физиологию и клинику паралича.

Аретей родился в Каппадокии[2] (историческая область на территории современной Турции), жил в период принципата Домициана, Нервы, Траяна и Адриана. О жизни Аретея сохранилось лишь немного достоверной информации, однако его труды заслужили широкое признание в XVIXIX веках.

Известно, что медицинское образование Аретей получил в Александрии[2], то есть принадлежал к Александрийской школе. Этим объясняется его блестящее знание анатомии человека. Аретей упоминает Египет в своих трудах, его географию, а также эндемические для него болезни и методы терапии[6]. Также некоторые учёные считают, что он занимался врачебной практикой в Риме[6]. Возможно, он знал римского врача Андромаха, придворного врача Нерона[7].

Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона Аретей из Каппадокии: «пользовался у древних славою лучшего после Гиппократа исследователя болезней»[8]. Однако, Гален не упоминал об Аретее. Цитировать Аретея начали только в IV веке. Видимо, цитировали его нечасто из-за того, что он писал на малоупотребляемом ионийском диалекте[9]. Он писал на этом диалекте, подражая Гиппократу, благодаря чему и тогдашним современникам и современным учёным он был довольно труднодоступен.

По философскому мировоззрению Аретей был стоиком-пневматиком[9][10], приверженцем античного философского и медицинского учения, утверждающего, что в дыхании-пневме, хранится жизненное начало, а влияют на пневму, как и в гуморальной теории Гиппократа, кровь, слизь, желчь и чёрная желчь. Хотя иногда его причисляют и к школе эклектиков  (англ.), как и близкого к нему Архигена?!.

Аретей включил в свои труды сочинения Архигена[9]. К этому склоняются большинство авторитетных учёных, таких как Велльманн, Ф. Кудлиен и Ю. В. Каннабих[11][2]. Велльманн утверждал, что Аретей — обыкновенный имитатор Архигена, то есть, подражая ему, фактически переписал его труды своими словами (что, видимо, не совсем справедливо)[11].