Арктические конвои


Арктические конвои, также Северные конвои — конвои, доставлявшие в СССР грузы по ленд-лизу во время Второй мировой войны. Отправлялись из портов Англии, Шотландии и Исландии через бассейн Атлантического и моря бассейна Северного Ледовитого океанов в Архангельск, Молотовск и Мурманск. Проход конвоев сопровождался группой прикрытия с упорными боями британского и немецкого флотов[a] (Перейти к разделу «#Борьба с конвоями»).

Арктические конвои доставили в СССР около половины всех грузов по ленд-лизу[2]. Всего с августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 конвоев (около 1400 торговых судов)[1] (Перейти к разделу «#Список арктических конвоев»).

За неполных 4 года состоялось 78 походов, в которых 85 торговых судов и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании (2 крейсера, 6 эсминцев и 8 других эскортных судов) были потеряны. Погибло 3000 британских моряков[3]. Первые конвои остались незамеченными и не имели потерь. 7 января 1942 года было потоплено первое британское судно «Вазиристан» из конвоя PQ-7[4]. Самым трагичным был конвой PQ-17, который потерял 23 корабля из 36. Конвой покинул берега Исландии 27 июня 1942 года. На 8-ые сутки похода конвой атаковали немецко-финские военно-морские силы.

Не обошлось и без «дружественного огня». Конвой QP-13, состоявший из 35 сухогрузов и 14 кораблей эскорта, следуя из СССР, ошибся с курсом и неподалёку от Исландии попал в минное поле, которым сами же англичане перекрыли Датский пролив, разделяющий Исландию и Гренландию. Капитаны конвойных судов и командиры эскортных кораблей, решив, что их атакуют неприятельские подводные лодки и даже надводные корабли — точно определить это в тумане было невозможно — открыли огонь наудачу и только чудом не подбили друг друга. В ночь с 6 на 7 июля 1942 года на минах подорвались и затонули шесть судов конвоя QP-13: «Джон Рэндолф», «Хеффрон», «Хиберт», «Массмар», «Нигер» и советский сухогруз «Родина». Среди погибших были супруга и двое детей военно-морского атташе СССР в Лондоне.

Германия потеряла ряд судов, включая один линкор, три эсминца и по меньшей мере 30 подводных лодок, а также значительное количество самолётов. Например, при атаке на конвой PQ-18 немецкая сторона потеряла 40 самолётов[5].

В советской исторической литературе термин «арктические конвои» применялся исключительно к операциям Северного флота и Беломорской военной флотилии. На внутренних арктических сообщениях Советского Союза в период 1941—1944 годов, современное значение термина до перестройки использовалось лишь в «иностранной литературе»[6].