Арлезианка (Ван Гог)


«Арлезианка» (фр. L'Arlésienne), также «Арлезианка: мадам Жину» (фр. L'Arlésienne: Madame Ginoux) или «Портрет мадам Жину» — серия из шести портретов голландского художника Винсента Ван Гога, написанных в ноябре (или позже) 1888 года в Арле и в феврале 1890 года в Сен-Реми-де-Прованс. Арлезианка означает жительница французского города Арля.

На портретах изображена Мари Жюлиан, которая родилась в Арле 8 июня 1848 года и умерла там же 2 августа 1911 года. Она вышла замуж за Жозефа-Мишеля Жину в 1866 году, и они вместе были владельцами «Кафе-де-ла-Гар», расположенного на 30, плас Ламартин. В гостинице при кафе Ван Гог проживал с мая до середины сентября 1888 года прежде, чем переехать в Жёлтый дом, в котором он позже поселился.

Поначалу отношения Ван Гога с месье и мадам Жину оставались более или менее деловыми. Кафе стало темой картины Ван Гога «Ночное кафе», однако прибытие Гогена в Арль изменило ситуацию. Его ухаживание очаровало женщину, которой тогда было около 40 лет, и в первые дни ноября 1888 года мадам Жину согласилась устроить портретную сессию для Гогена и его друга ван Гога. В течение часа Гоген создал рисунок углём, а Ван Гог — полномасштабную картину, как он писал своему брату Тео «сбитую за один час»[1].

Первая версия Ван Гога, на которой мадам Жину изображена с перчатками и зонтиком, которая находится в Музее Орсе в Париже, написана на мешковине. Полный кусок джутовой ткани был приобретён Гогеном сразу после его прибытия в Арль и использовался обоими художниками в ноябре и декабре 1888 года. Вторую версию, находящуюся сейчас в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Ван Гог нарисовал на загрунтованном холсте, который он ранее уже использовал, при этом перчатки и зонтик были заменены тремя книгами.

Считается, что на поздней картине «Арена в Арле», написанной в декабре 1888 года, Ван Гог изобразил некоторых реальных людей, включая мадам Жину, профиль которой можно увидеть у женщины в типичном арлезианском костюме[2].

Будучи в приюте в Сен-Реми, Ван Гог написал ещё пять портретов мадам Жину, основанных на угольном рисунке Гогена, сделанном в ноябре 1888 года. Из них один предназначался для Гогена, один для его брата Тео, один для себя и один для мадам Жину. Происхождение последней версии, находящейся в музее Крёллера-Мюллера, не ясно, но известно, что картина ранее принадлежала Альберу Орье, давнему стороннику Ван Гога[3]. Версия, предназначенная для мадам Жину утеряна. Это была версия, которую художник передал мадам Жину в Арле, когда он перенес рецидив 22 февраля 1890 года[4]. В незаконченном письме Гогену, которое так и не было отправлено, Ван Гог отметил, что работа над её портретом стоила ему ещё одного месяца болезни[5]. Версия, предназначенная для Гогена, была на розовом фоне и в настоящее время находится в Художественном музее Сан-Паулу. Гоген был в восторге от портрета, написав: