Армавир-Ростовский


Армави́р-Росто́вский (разг. Армави́р-1) — узловая железнодорожная станция Туапсинского региона Северо-Кавказской железной дороги, находящаяся в городе Армавире Краснодарского края.

В 1875 году в Армавире, тогда имевшем статус аула (с 1876 года село с населением 4603 человек) было построено первое здание вокзала станции Армавир 3 класса Ростово-Владикавказской железной дороги (впоследствии Армавир-Ростовский). Это было небольшое каменное одноэтажное здание с двумя пассажирскими платформами. Сохранились две фотографии 1875 года этого вокзала, которые были включены в специально изданный «Альбом видов Ростово-Владикавказской железной дороги 1872 — 1875 гг», выпущенный по случаю открытия дороги 2(14) июля 1875 года. На её территории построили кирпичное здание пассажирского вокзала и оборудовали небольшое депо для смены и ремонта паровозов на 2 стойла (нынешнее место багажного отделения). Кроме того, непосредственно около платформы установили водонапорную башню, куда поступала вода из Кубани. Армавир практически сразу занял четвёртое место среди станций магистрали по количеству переправляемых товаров.

Во время Великой Отечественной войны в этих местах шли ожесточённые бои, на станции не уцелело ни одного помещения. Нынешнее здание вокзала Армавир-Ростовский построено и введено в эксплуатацию в 1951 году. Сохранилась легенда, что на станции останавливался И. В. Сталин и увидев разрушения на вокзале, распорядился: «Здесь надо построить большой вокзал». Когда здесь мог быть Сталин? Только по пути на международную Тегеранскую конференцию в ноябре 1943 года. Из рассекреченных документов известно, что литерный поезд № 501 Верховного Главнокомандующего следовал по маршруту Москва — Сталинград (Волгоград) — Сальск — Тихорецкая — Баку. Значит, путь пролегал по освобожденной территории, через станцию Тихорецкую, на Армавир, Минводы, далее в Закавказье. Маршрут обеспечили беспрецедентными мерами безопасности. Операцией руководил лично нарком внутренних дел Лаврентий Берия, который находился в одном из вагонов поезда.

И вот подтверждение, что Генералиссимус был на станции Армавир-Ростовский: «… в пунктах остановок поезда, за исключением Рязани, закрытая телефонная ВЧ-связь с Москвой отсутствовала. В результате чего, 24 и 25 ноября Верховный Главнокомандующий не мог связаться со своей ставкой по телефону из Сталинграда, Армавира и Минеральных Вод…», — читаем в рассекреченном документе. И, действительно, сохранился документ 1944 г. «Восстановление вокзала на станции Армавир Северо-Кавказской железной дороги. Проектное задание».

Железнодорожный вокзал строили с размахом. Это заметно по архитектуре и внутреннему убранству здания в стиле сталинского ампира и соцреализма.