Войско Парфии


Войско Парфии (парф. spāδ) — принятое в исторической литературе обобщающее название совокупности вооружённых формирований Парфянского государства, существовавшего с 247 года до н. э. до 220 г. н. э. Она была сформирована при первых Аршакидах, из иррегулярного племенного ополчения кочевых племён Центральной Азии, входивших в племенной союз дахов, со временем приняв образ раннефеодального войска.

Парфянская армия была ярким отражением самой сути и действительности Парфянского царства, со всеми его преимуществами и недостатками. Она наиболее ярко выражала настрой парфянского общества, его взгляды и мировоззрение. Как и само Парфянское царство, его вооружённые силы, несомненно, обладая высочайшими качествами, при этом были также сильно подвергнуты влиянию тех или иных течений в обществе и исторических событий. Будучи высокопрофессиональной и боеспособной, при этом испытывавшей на себе сильное влияние своих командиров, фактически являясь армией самих вождей и племён, нежели государства и царя, ещё не полностью отошедшая от тесных родоплеменных отношений, она показывала примеры неистового героизма и профессионализма, в то же время сочетая это с беспримерной анархией, неподчинением царю в пользу вождей своих племён, умудряясь временами терпеть сокрушительные поражения, причинами которых являлось не отсутствие нужных качеств, а своеволие командиров, более искавших собственной выгоды, нежели заботившихся о нуждах государства.

Важнейшей причиной этой анархии являлись не только личное своеволие вождей, но и суровая реальность самого Парфянского Царства. Фактически являясь конфедерацией, без сильной центральной власти, с постоянными распрями между претендентами на парфянский престол, Парфянское царство не могло сформировать атмосферу, способную выработать дух единения, она скорее способствовала формированию местечковых взглядов. Единственным, что объединяло разные племена в единую силу, была высочайшая ненависть парфян к эллинизму (точнее, укладу жизни) и его олицетворению (для парфян) в лице Рима. Именно стремление к самосохранению самих себя, своей культуры, собственных взглядов в борьбе против Рима сплачивало парфян в единую силу, позволяя им демонстрировать на полях сражений все свои лучшие качества, которые, при всех недостатках, позволили парфянам выстоять в тяжёлой борьбе против Рима.

Армия Парфии значительно отличалась от армий централизованных государств той эпохи, в которых главный упор при формировании армий отдавали регулярным войскам, при которых пехота являлась основной силой армий. Парфянское войско представляло собой совокупность отдельных военных формирований, царя, знати, сатрапов, мелких князьков и союзных царей, каждый из которых, исходя из средств, должен был содержать определённое количество воинов.