Хольц, Арно


Арно Хольц (нем. Arno Holz; 1863—1929) — немецкий писатель и драматург[1], один из теоретиков натурализма в немецком театре[2].

Арно Хольц родился в Растенбурге 26 апреля 1863 года[2] в семье фармацевта[3]. В 1875 году семья переехала в Берлин. Хольц окончил Берлинский университет[2].

С 1881 года Арно Хольц работал как журналист, затем как внештатный корреспондент. В это время Хольца сопровождали финансовые проблемы. Он установил контакты с клубом Berliner Naturalistenverein, заинтересовался темой дарвинизма. В 1885 году он получил Шиллеровскую премию.

С 1888 года жил и работал совместно с Иоганнесом Шлафом. Соединяя теорию с практикой, они писали статьи в защиту реализма, более тонкого и интимного, чем натурализм Эмиля Золя, а в 1889 году выступили со сборником рассказов «Papa Hamlet» (под псевдонимом Bjarne P. Holmsen), за которым последовали драма «Familie Selicke» (1890), рассказы «Neue Geleise» (1892) и роман «Junge Leute» (1890). Эти произведения были для немцев новым словом драматической техники и имели решающее значение для стиля Герхарта Гауптмана, который находился также под личным вилянием Шлафа и Гольца; сами они, согласно ЭСБЕ: «не пошли дальше и остались далеко за своим талантливым последователем»[4].

В 1891 году была опубликована работа Хольца «Искусство, его сущность и законы» в которой он сформулировал теорию «последовательного натурализма» в которой развил требования Эмиля Золя о приближении искусства к жизни[2].

Одним из лучших произведений Гольца считается сборник стихотворений «Книга времени» (1885) в котором он затронул тему социальных контрастов капиталистического города. В сборнике новелл «Папаша Гамлет» (нем. Papa Hamlet, 1889, опубликована под псевдонимом Бьерне П. Гольмсен) изобразил будничную жизнь мещан. Совместно с И. Шлафом написал драму «Семья Зелике» (нем. Die Familie Selicke, 1890, премьера в Городском театре Магдебурга[нем.] и в Свободном театре (Фрайе Бюне[нем.])[1].