Аронсон, Наум Львович


Наум Львович Аронсон (25 декабря 1872 [6 января 1873], Креславка, Двинский уезд, Витебская губерния, Российская империя — 30 сентября 1943, Нью-Йорк[2], США) — российский и французский скульптор и общественный деятель. Участник выставок Салона Марсова поля[фр.]. Член жюри по скульптуре Французского национального общества изящных искусств. Кавалер ордена Почетного легиона.

Родился 25 декабря 1872 года в Креславке в хасидской семье, занимавшейся торговлей деревенскими продуктами. Получил обычное первоначальное религиозное воспитание в хедере[3].

В возрасте 15—17 лет Аронсон очутился в Вильне, где, терпя острую нужду, посещал школу рисования. Окончил рисовальную школу И. П. Трутнева в Вильне. По совету заведующего школой Аронсон занялся скульптурой, и стека оказалась ему более на руку, чем карандаш. Достигнув достаточной техники по лепке и рисунку, Аронсон сделал бюст попечителя Виленского учебного округа, Сергиевского, который впоследствии и хлопотал о принятии его в Академию художеств, но безуспешно, так как Аронсон не имел необходимого общеобразовательного ценза, a положение вольнослушателя было для евреев весьма стеснительно, порой же невозможно в силу законов о праве жительства[3].

Тогда, без средств и без знания французского языка, Аронсон уехал в Париж, где с 1891 года посещал бесплатную муниципальную «École des arts décoratifs», в которой, пробыв два года, получил за работу первый приз. Одновременно с школой он посещал также частное ателье «Calarossi»; для приобретения средств к жизни он выполнял технические работы y скульптора-мраморщика Гектора Лемера[3].

В 1894 году Аронсон должен был вернуться в Россию, чтобы отбывать воинскую повинность. Освобожденный по жребию от военной службы, он за неимением средств не мог вернуться в Париж, и только в 1896 году, сопровождая больного брата своего в Бреславль и сделав там несколько портретов-бюстов (профессоров Микулича, Нейдера, Ланденбурга и др.), он приобрел средства для поездки в столицу Франции. Здесь он вскоре впал в нужду, мешавшую ему правильно работать и усовершенствоваться; однажды Аронсон упал от истощения в обморок, скатившись при этом с лестницы. По счастливой случайности вечером того же дня (31 декабря 1896 года) он получил первый крупный заказ в 2000 франков. За первым материальным успехом последовали другие[3].

В 1897 году он был допущен в салон «Champ de Mars» с горельефом «Au delà», изображающим головку девушки, которой смерть дает последний поцелуй, a уже в следующем году был принят членом этого художественного общества. Тогда началась публично-художественная деятельность Аронсона[3].